После праздничных дней кстати вспомнить наше российское искусство после Победы. Какое оно было? Образцово-показательный пример – фильм «Кубанские казаки». Если не ошибаюсь, Василий Белов  писал, что когда этот фильм привезли в голодные русские северные деревни, люди молча вставали и уходили с сеанса.

Радоман И. В. Эскиз росписи аванзала советской выставки в Пекине (ГТГ), 1954, К.М. 50х70.:

Искусство послевоенного периода — особый феномен, и в нём воплотились не столько реалии, сколько дух времени. В этом его шокирующая необычность. В советском искусстве была создана глобальная мифологическая система, составляющая разительный контраст с суровыми, подчас трагическими фактами исторической хроники( часть её – постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «дело врачей-отравителей», «дело авиаторов», депортации… список большой).

А в произведениях искусства мы наблюдаем абсолютно полное отсутствие драматизма, мировосприятие позитивное, жизнь сама по себе воспринималась как подарок судьбы. И эту «жизнь- праздник», «жизнь-сказку»— без противоречий и напряжения мы и видим в живописи 40х – 50 х годов. Это искусство впитало эйфорию Победы и гордость за свою страну, самые светлые надежды. Картины, конечно,многим из вас хорошо знакомы.

Из песни слов не выкинешь – большой был этап в нашей культуре.

Кстати, картина Яблонской это действительно вариант чистого  искреннего чувства, одно из первых полотен её.

Т.Н.Яблонская. Хлеб. 1949 г. Москва, Третьяковская галлерея

Т.Н.Яблонская. Хлеб. 1949 г. Москва, Третьяковская галлерея

Радоман Игорь Владимирович
1921–1992

Участник выставок с 1945 г.

Радоман И. В. Эскиз росписи аванзала советской выставки в Пекине (ГТГ), 1954, К.М. 50х70.:

Эскиз росписи аванзала советской выставки в Пекине (ГТГ), 1954, К.М. 50х70.

 Радоман И. В. Эскиз росписи аванзала советского павильона Международной ярмарки в Лейпциге (ГТГ). 1952. Бум. Темпера. 40х60.

Эскиз росписи аванзала советского павильона Международной ярмарки в Лейпциге (ГТГ). 1952. Бум. Темпера. 40х60.

 И. Радоман на росписи дома офицеров в Одессе. 1955 г.

И. Радоман на росписи дома офицеров в Одессе. 1955 г.

Малкова О.П. :

Одновременно мы видим завораживающий процесс окостенения горячего и свежего чувства в каменные формы монументов, помпезных, грандиозных сооружений, ритуалов и трескучих фальшивых фраз, процесс умерщвления живой, а значит, непредсказуемой и опасной энергии Победы. Огромную роль в этом деле сыграла образованная в 1947 г. Академия художеств СССР, ее президентом стал А. Герасимов. Утверждение отечественных приоритетов во всех сферах науки и искусства привело к культурной самоизоляции страны. Застывая, каменея, бронзовея, воздвигался монолит, исключающий всякое свободное движение мысли. Взрывая его, будет формироваться поколение шестидесятников. Идеология пронизывала все сферы жизни, оперируя уже не столько репрессивными методами, сколько движением умонастроений.

Герасимов Александр Михайлович [1881—1963]
Колхозное стадо. 1958—1959

obrazec_bannoy_zhivopisi.jpg (1200×620):

Не знаю, что за картина, висит якобы в бане Новосибирска
Образец «банной живописи». Сегодня висит в бане №3 на Расточке.
(фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках»)
http://www.maslovka.org/

поделиться