Загадочное стекло Клода первоначально применялось самим художником для создания панорамных видов в живописи, – в передаче это хорошо разъясняется,остальная нижеприведённая информация, главным образом указывает на  развлекательный аспект этого мотива.

В былые времена, когда эталоном суждений о прекрасном являлся просвещенный вкус, а восприятие прекрасной натуры с неизбежностью корректировалось канонами высокого искусства, эксцентричные англичане ходили в музей с загадочным «стеклом Клода». Названо оно было так в честь французского пейзажиста XVII столетия Клода Лоррена, признанного живописца исправленной художественным гением натуры. При посещении музеев тонированное стекло вставляли, словно монокль, в глаз и созерцали живопись через золотистый фильтр, наслаждаясь благородно-охристой гаммой «правильного», освященного традицией и временем колорита.
https://stengazeta.net/?p=10005237

Зеркала Клода из коллекции лондонского музея науки, примерно 1750-1770 гг, Photo http://commonplace.nl/claudeglass Зеркало Клода или викторианский Instagram Поведение современных туристов…:

Одна из работ Клода Лоррена. Бросается в глаза ее затемненный тон

Зеркала Клода из коллекции лондонского музея науки, примерно 1750-1770 гг, Photo http://commonplace.nl/claudeglass Зеркало Клода или викторианский Instagram Поведение современных туристов…:

Современное зеркало Клода большого формата, установленное в аббатсве Тинтерн, Англия.

 

Зеркала Клода из коллекции лондонского музея науки, примерно 1750-1770 гг, Photo http://commonplace.nl/claudeglass Зеркало Клода или викторианский Instagram Поведение современных туристов…:

ACADEMIA. Дарья Фомичева. Оптика и классическая живопись. 1 лекция. Канал Культура

Поведение современных туристов заслуживает яркой сатирической оценки: намериваясь увидеть достопремичательности своими собственными глазами, они, вместо этого, самозабвенно «любуется» окружающими видами сквозь экраны наладонных устройств, снимая видео и делая бесчисленные фотографии. Даже посещение концертов и выставок для некоторых — это превращение в импровизированный «живой штатив» для камеры. Забавно, что схожее поведение было свойственно и светской публике XVIII-XIX веков.

В ту пору стало очень популярным путешествовать и любоваться различными живописными видами, например, пасторальной природой или благородными архитектурными развалинами. Вне конкуренции, безусловно, оказывалась Италия где в избытке можно было отыскать и первое, и второе. При этом естественный вид окрестностей считался слишком броским, едва ли не вульгарным: яркие краски, натуральная геометрия пространства, кажущаяся слишком беcхитростной. Изысканные путешественники предпочитали более «декоратизированную» картину мира, привычную им по живописные полотна. В этом им помогали специальные устройства, известные как зеркала Клода (Claude mirror либо Claude glass). Они представляли собой небольшие закрывающиеся футляры, которые можно было хранить в кармане или портфеле. Внутри располагалось небольшое зеркало прямоугольной или элипсоидной формы. Его поверхность могла быть слегка искривлена, чтобы благородно искажать отраженное пространство. Поверхность стекла тонировалась (отсюда и второе название аксессуара — Black Mirror, Черное зеркало), чтобы приглушить оттенки и придать картинке притягательную сумеречность.

Однако же для богатых викторианские путешественников, устройство было ли приятной безделицей. Они могли двигаться в экипажах, любуясь проплывающими видами, смотря не в окно, а на свою ладонь, держащую зеркало. Можно предположить, что во время пеших прогулок, они долго крутились на одном месте, выискивая наиболее впечатляющее и яркое отражение.

Могу допустить, что ценились зеркала с каким-нибудь выразительным изъяном, которые придавали отражению какой-то дополнительный шарм — какая-то особая трещинка, слегка осыпавшийся отражающий слой, неоднородная тонировка. Эдакая ломография тех дней.

http://rogix.livejournal.com/158989.html

Фёдор Матвеев, русский пейзажист,

предположительно также использовал стёкла Лоррена

ac7445fc2a3c90134df274c34604470f.jpg (540×390):

Рим. Развалины Форума. 1816

Картины Клода Лоррена

File:La campiña romana,1639, Claude Lorrain.jpg

Римский пейзаж. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

File:Claude Lorrain - An Artist Studying from Nature - Google Art Project.jpg

Пейзаж. Художественный музей Цинциннати, США.

File:Claude Lorrain 026.jpg

Морской порт. Старая пинакотека, Мюнхен.

 

 

 

 

 

 

поделиться