Удивительный русский художник, передвижник, второй родиной которого стала Бельгия, и которого совсем не знают в России, не знали в ХХ в., да и теперь тоже.

Похитонов Иван Павлович 1850 – 1923

Он изумлял современников своими тонкими миниатюрными пейзажами, написанными по особой технологии.
Его ювелирная техника живописи была тайной за семью замками: Бакшеев, Репин и другие ломали голову, как это написано, – особенно сбивало с толку то, что Похитонов прокрашивал основу, потом стирал краску и наносил снова. Сейчас при детальном анализе ранних работ стало понятно, что тонкая рельефная структура, в которой применялись не только крохотные кисти,но и цапрапающие острые предметы ( в рисунке травинок или других элементов пейзажа)
были скрыты дальнейшей сложной отделкой.
От Похитонова были в восторге все – Репин, Лев Толстой, Тургенев, Третьяков, купивший более 20 его работ, известные французские критики и маршаны. Порследователь барбизонцев и современник импрессионистов, он создавал очень тонкие свежие пейзажные миниатюры.
«Это чудо, безусловно, самое необыкновенное из того, что меня поразило в живописи» — писал Альбер Вольф (май 1881, газета «Фигаро», Париж).

***
В Бельгии учреждён Комитет по установлению подлинности произведений Ивана Похитонова.
(В связи с увеличением количества поддельных картин, появившихся в последние годы на рынке предметов искусства, было принято решение о создании плюридисциплинарного комитета экспертов и знатоков творчества Похитонова.
Комитет собирается каждый раз, когда в этом возникает необходимость.)
Картинки по запросу похитонов
Похитонов. Зимний пейзаж. 1890-е
Дерево, масло. 18 x 31 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
File:Иван Павлович Похитонов - Сад художника в Тро Лоетт, Льеж.jpg
Иван Павлович Похитонов – Сад художника в Тро Лоетт, Льеж

Похитонов Иван Павлович
Биарриц. Перед грозой. Озеро в Ландах и горелый сосновый лес. 1891 ГТГ

Внук Похитонова И.Б. Маркевич писал о том, как работал его дед: «Любовь, с какой Иван Павлович выбирал дощечки лимонного или красного дерева, укреплял на обороте поперечные планки, чтобы они не коробились, а затем покрывал их густым слоем темной мастики и хранил в таком виде иной раз по нескольку лет, прежде чем написать на них картину, может служить примером благоговейного отношения к своему ремеслу. Наконец, когда краски подсыхали, Иван Павлович опять- таки не жалел сил, чтобы усовершенствовать картину, — полировал ее рыбьей костью, без конца переворачивая в своих прекрасных мускулистых руках, и ласкал, словно желая сообщить ей теплоту своего дыхания. Именно этой заботе Ивана Павловича о технической стороне искусства мы обязаны неизменной свежестью и стойкостью красок на его картинах». И действительно, картины Похитонова, над которыми он работал подолгу и тщательно, оставляют впечатление необыкновенной легкости, изящества живописи.


ПОхитонов главным образом жил во Франции, где у него был многолетний выгодный контракт с одним из маршанов, неоднократно посещая Россию, но с конца 90х годов окончательно обосновался в Бельгии.

В 1896 году он соглашается выставить свои картины в салоне, который должен состояться в Льеже. Художник очень далек от того, что считается престижным в Париже, он счастлив на своей второй родине, и с этого момента считает вполне нормальным свое участие в культурной жизни Льежа.

Тем не менее, в душе он остается русским художником, и его огорчает и страшит перспектива того, что на родине его жизнь и творчество так и останутся малоизвестными и малозначительными. «Что бы там ни говорили, я всегда буду русским художником, и меня печалит мысль о том, что я не оставлю заметного следа на родине. Похоже, что с годами мысль о принадлежности именно к русской культуре все чаще и чаще посещала художника, которому уже было недостаточно простого участия в русских выставках

В 1904 г. Художник едет в Санкт-Петербург, где его встречают как национального героя. 25 октября 1904 года он удостоен самого высокого звания Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге

В конце 1905 года Похитонов покидает Россию и возвращается в Жюпий, где «гораздо меньше шансов быть убитым, изувеченным, избитым, или оказаться в каком-либо отвратительном месте».

http://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-ip-pokhitonov-charodei-khudozhnik/velikii-khudozhnik

http://www.pokhitonov.com/pshp/ru/content/6-ivan-pokhitonov

http://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-ip-pokhitonov-charodei-khudozhnik/u-nego-samobytnost-ne-poteryana

поделиться