Раз пошла такая пляска)) Внесу свои пять копеек в эту роскошную тему, тем более, что веер меня очень интересует как предмет материальной культуры. Барокко век аллегорий и эмблематов, это не могло не отразиться и на искусстве  росписи веера.

Аллегорические сцены на веерах 17 века

Этот веер сделан по одной из картин Louis de Boullogne серии "Четырёх стихий" ( в данном случае - Вода (триумф Амфитриты и Нептуна):

Этот веер сделан по одной из картин Луи де Булоня  серии «Четырёх стихий»

 в данном случае — Вода (триумф Амфитриты и Нептуна)

Веера эпохи барокко - Лавка древностей:

            Веера эпохи барокко - Лавка древностей:      Веера эпохи барокко - Лавка древностей:

Веера эпохи барокко - Лавка древностей:

А вот Диана -сцена с Актеоном

historique:

Французская Академия, основанная в 1648 году , создала иерархию жанров, которой должны были придерживаться художники.Согласно этим правилам живописцы вееров, располагавшиеся, естественно, внизу этой иерархической лестницы, не могли изображать исторические сцены, портреты и пейзажи, считавшиеся высокими жанрами.

Сохранившиеся веера того времени представляли эти сюжеты в аллегорическом стиле или как театральные постановки. Такие веера чаще всего имеют тёмный фон, чтобы изображаемая сцена сверкала и привлекала внимание. Всё искусство барокко было направлено на то, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у зрителя, — контрасты света и цвета этому весьма способствовали.

17C Classical painted scene:

17C Classical painted scene

Очень типичны для барокко двусторонние веера — на одной аллегорическая сцена, вторая украшена растительным орнаментом с декоративными птицами, ленточками и прочими завитушками.

wpe354c7fe_05_06:

это реверс, кстати, сам веер черепаховый и роспись сделана гуашью
по черепаховым пластинкам — довольно всё хрупко

wpf803293b_05_06:

Les Amours désarmés, d’après l’Albane (1578-1660), vers 1690. (Musée du Louvre) (ancienne collection de Louis XIV). Monture en écaille peinte à la gouache d’or.

Fan657:

аверс

Fan657:

реверс

Fan657:

деталь

Вот ещё интересный момент-  новая форма барочного  веера. Была заимствована с гравюры французского  художника-гравёра Жака Калло ( очень люблю его гротески)

исторический:

Это та самая гравюра , изображающая постановку » морского сражения» на реке Арно во Флоренции в 1619 г, форма которой  была заимствована для вееров.Она вычурна, напоминает картуш.

Topographic Plan (Porto Ercole?) in the Shape of a Fan:

А это топографическая карта в виде веера.

Topographic Plan (Porto Ercole?) in the Shape of a Fan.Formerly attributed to Stefano della Bella (Italian, Florence 1610–1664 Florence)

НО форма вееров была в 17 веке достаточно разнообразна.На этой гравюре мы видим страусовое опахало, ведь барокко так любило пышность и объём.

Woman Holding a Fan Abraham Bosse (French, Tours 1602/1604–1676 Paris)  Date:     1629:

Woman Holding a Fan Abraham Bosse (French, Tours 1602/1604–1676 Paris) Date: 1629

1634 Queen Christina of Sweden by Jacob Heinrich Elbfas (location unknown to gogm):

1634 Queen Christina of Sweden by Jacob Heinrich Elbfas

Как пишет Википедия, в 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.Французские правила были очень строгими — дозволялось расписывать веера лишь ограниченным количеством сюжетов. Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии, из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный орнамент..Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. 

Веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались, разумеется). тоже относятся к 17 веку.( не нашла)

Pictures+8.jpg (590×441):

Spanish, 17th century The formality of the image and elegance of the ladys costume link the painting to to the royal court in Madrid. The style of the costume dates to about 1630, but the only clue to her identity are the initials on her pendant: LVSS. Possible creators inculde Bartolome Gonzales and Roderigo de Villandrando.:

Испанский  17 век,форма изображения и  дамский  костюм относят картину к королевскому двору в Мадриде. Мода до 1630,  ключ к ее личности  только в инициалах  кулона: LVSS. Возможные авторы Bartolome Gonzales или  Roderigo de Villandrando

fi17.jpg (800×800)

fi17d.jpg (425×269):

Lady with a Fan, 1641 Rembrandt van Rijn.:

Lady with a Fan, 1641 Rembrandt van Rijn.

Внимательное изучение ранних портретов 17 века женщин со складными веерами в руках, показывает один постоянный тип: клиновидный, приоткрытый на  35 — 45 градусов. Это предполагает азиатский прототип, так как китайские веера этого периода имели подобную форму. Европейские производители, возможно, были вдохновлены своими восточными  коллегами, но не рабски копировали их. Вот пример.С очень длинной ручкой.

17th century - The Messel feather fan - English or Dutch - The Fitzwilliam museum - Cambridge:

17th century — The Messel feather fan — English or Dutch — The Fitzwilliam museum — Cambridge

Вот ещё! Нечто интересное — французский 17 век, веер с глазами, с помощью которого дама могла смотреть нескромные пьесы. Выглядит вполне устрашающе само по себе. Надо сказать, барочная роспись особой элегантностью не отличалась, увидите ниже фрагменты «свинского» веера — убедитесь сами))

17-го века французский вентилятор с глазки позволяет дамы, чтобы посмотреть скандальные пьесы .:

Ещё пример «неряшливой» росписи, — но при этом живописной!-  мне ужасно нравится своей наивностью, рассыпанные по светлому полю  цветовые пятнышки фигурок, растений, элементов пейзажа   создают общий декоративный эффект, а главное, — непосредственную  картину жизни! Такой местный парадиз в отдельно взятом замке.

Late 17th century or early 18th century printed fan - probably French:

 Late 17th century or early 18th century printed fan — probably French

Что за прелесть эти барочные картинки! Французская баня! Из гринвичского музея.
К сожалению, только фрагмент — за давностью лет.
Очень мне напоминает банные сцены школы Фонтенбло, только в карикатурном виде))

fi8ot0_8okq_l.jpg (800×534):

 В XVII веке появились веера из кружева, украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе», сработанные из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а внизу перстнем. Украшения становились все более фантастическими, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Все больше использовались драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи. В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров, творения которых шли нарасхват у парижских кокеток. Эти салонные дамы, по словам Мольера, были просто «смешными фантазерками», скрывавшими тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия».

http://makereferat.ru/tisicha/25/87167.html

Веер-бризе

Very rare fan of the 17 th century-leghorn<br /><br /><br /><br /> 1620 Straw and feathers:

Веер с экраном из пластин или веер-бризе (от фр. brisé) — т.е. веер, где сами пластины и представляют собой экран веера. При этом сами пластины изготавливаются довольно широкими, что бы между ними не было зазоров в раскрытом состоянии. Пластины как правило скреплены лентой, заменяющей функции классического экрана .

Ещё один пример наивности — в разбросанных по полю веера  ярких цветков, так по-детски ярко

17thflow1.jpg (400×238):

Очень перекликается с белыми платьями Елизаветы, расшитыми гвоздиками, бархатцами и розами. И не только Елизаветы, на многих  портретах английских аристократок того периода ( конец 16- начало 17 века)  можно встретить эти узоры.

British School, 17th century - Portrait of a Young Girl:

British School, 17th century — Portrait of a Young Girl

И этот тоже! НО это уже китайский экспорт на европейский рынок, 1680.

wpd167f0cf_05_06.jpg (424×294):

В первой половине 17-го века веер постепенно утратил свою исключительность, как атрибут королевской знати и аристократии и превратился в необходимый  модный аксессуар в туалете любой дамы.И даже мужчины.

Мужчина с веером, изображённый на веере

144d.JPG (287×426):

Фиксированные веера  тоже незаметно исчезают, — их полностью заменили складные..

Не удивляйтесь  овальным и прямоугольным картинкам вместо вееров! Это тоже веера, но демонтированные по приказу Людовика XIVи XV-ого  тоже, в тяжёлые для монархии времена, когда драгоценные элементы изымались из произведений искусства и дорогих аксессуаров. Веера в таких случаях  разбирали и делали из них вот такие  декоративные панно.

wp9b8143d4_05_06:

wp89d4de6a_05_06:

А как вам вот такой веерок?  Это картинка, которая в него вставлена! 17 век

 Часто в основой сюжетной сцены использовались картины известных художников, вот например «свинский» веер и очень несложно угадать его протип — Питер Брейгель, Тенирс, Остаде? Это правая сторона веера

Диапазон "свинья":

Nos images sont protégées par le droit d’auteur (art. L112-2-9 du Code de Propriété Intellectuelle)

Можно сравнить

Nous reproduisons ici une gravure conservée à l'Université de Liège ( Burin 22,7 x 29 cm Monogrammé Legs Wittert (1903) Inventaire n° 26909), que nous remercions de son aimable aurorisation.:

Nous reproduisons ici une gravure conservée à l’Université de Liège ( Burin 22,7 x 29 cm Monogrammé Legs Wittert (1903) Inventaire n° 26909), que nous remercions de son aimable aurorisation.

А ведь это подготовка к Рождеству!

590cochonspti.JPG (639×309):

Это весьма убедительная сцена деревенской жизни, а скорее всего фермы замка, на которой мы видим свинью на разных стадиях » обработки» ( от живой, зарезанной, сваренной) до превращённой  в мяч ( дети надувают мяч).

Utilisation de la vessie de porc:

Другие интересные веера 17 века

Image Window:

Очень необычный! такое обилие деталей интригует.

Folding Fan | Museum of Fine Arts, Boston:

А этот полуистлевший, из Бостонского музея — роспись по пергаменту, слюда, слоновая кость и шёлковые ленты.Можно открыть в отдельном окне и рассмотреть детали.

Fan | possibly Italian | The Metropolitan Museum of Art:

Итальянский веер, из Метрополитена.,роспись по слоновой кости- очевидное влияние Ренессанса

И хочется остановить взгляд на шикарных отделках- бравурных,ярких, драматических формах, даже если это просто орнаментальные обрамления и «фламандские» букеты

7e0b5738501b0f216b75a65565c15d66

Fan571:

Fan571:

Не умещаются растения в отведённые поля, кажется — взорвут всё своей витальной энергией! Таково барокко.

На этом всё. Если встречу  что-то интересное по 17 веку, буду добавлять сюда в комментарии.

В подготовке статьи использованы материалы сайта

 http://pagesperso-orange.fr/eventail/ 

https://www.thefanmuseum.org.uk/

http://cercledeleventail.fr/