Но что же всё-таки гротеск, откуда он берёт начало? Гротеск характеризуется такими эпитетами как фантастическое, смехотворное, монструозное, причудливое и ужасное. История гротеска уходит в далёкое прошлое, к началу цивилизации. Гибридизация и трансформация, которые являются самыми главнымичертами гротеска, были популярны в древнем Египте и в античном мире, где мы находим так часто мотивы превращения и животный символизм.

PalazzoVecchio. Grotesque

Art grotesque:
dolphins and urn:
Один из примеров античного гротеска это произведение Люсиуса Апулея (123-180) «Метаморфозы», в котором рассказывается о приключениях юноши, превратившегося в осла. Слово «гротеск» происходит от итальянского grotta, что означает «пещера», которое происходит от латинского kryptе, которое в свою очередь происходит от древнегреческого crypta, что означает «спальня» или склеп, расположенный внизу храма, используемый для захоронения. Греческое прилагательное kryptos означает «скрытый» или «таинственный».
artmospheres:
IMG_4223.JPG (640×432):
Понятие «гротеск» появилось на свет примерно в 1500 году. Его внесли в жизнь художники эпохи Возрождения, которые дали это имя фрескам и архитектуре лабиринтов и подземных пассажей («гротов»), найденных во время раскопок Золотого Дворца, известного под именем Domus Aurea, построенного императором Нероном в 64-ом году после великого римского пожара, который уничтожил две трети города. Эти гроты украшены статуями и настенными фресками, на которых изображены орнаменты, состоящиe из причудливой смеси растений, животных и человеческих существ, так называемых гибридов, где каждая форма является как бы естественным продолжением другой формы – например, из цветка вырастает причудливое животное, которое в свою очередь превращается в получеловеческое существо на следующем витке орнамента, и так далее, то есть одна форма плавно и игриво переходит в другую форму.

Гротескный орнамент указывает на то, что каждая вещь бытия гибка в своём перевоплощении, она может превратиться во что-то другое, может найти новую форму. Мы знаем например, что в наших сновидениях нет чёткой линии между субъектом и объектом, где одушевлённое и неодушевлённое могут быть смешаны самым странным образом. Гротеск имеет тенденцию не делать особого различия между различными классами, и как и в сновидениях, всегда остаётся что-то неуловимое в гротеске, он всегда избегает полного выявления, всегда остаётся в нём что-то нераскрытое.
То, что подавлено в нашей психике, стремится найти свой путь и выразить себя в гротескном произведении искусства в то время, как оно никогда не открывает себя полностью. Поэтому текст гротескного произведения, будь то рассказ или картина, всегда раскрыт не до конца – всегда что-то остаётся спрятанное, и в этом тайна гротеска.
Из статьи :Альбина Лейбман-Кликс . Гротеск как модус операнди в произведении искусства
In the middle Venus grabs Cupid's arrow, while his arch falls down by Lucas Kilian (1607) h':
In the middle Venus grabs Cupid’s arrow, while his arch falls down by Lucas Kilian (1607) h’


Гроте́ск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Может быть также присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).
File:RerumNaturaFrescoVdEste.jpg
«Мать-природа» в окружении гротесков на фреске в Villa d’Este

В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на карнавале или гаргульи на соборах.
Также понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы. Подобные сочетания, как правило, имеют причудливый либо фантастический характер.
Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось в XV веке после того, как в результате археологических изысканий в подземных помещениях были обнаружены древние римские декорации, настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни (поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения). Эти помещения были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э. ( википедия)
File:Boudoir.jpg
Французское неоклассическое расписное убранство, изображающее классических грифонов,

не гротесков, во Дворце Фонтенбло, 1780-е.

поделиться