Восхитительные,фантастические, оглашенные, безумные, сумасшедшие, красивейшие,трагические, романтические  петухи Хорватии! (прежде этих художников именовали югославские примитивисты). Давно хотела об этих петухах пост сделать, а тут и повод появился!

 Петух! Как много в этом слове

Чудо хорватского Наива: ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 1.:
Иван Генералич “Петух” масло/стекло 850х950 мм. 1966 г.
Собрание компании “Подравка”

по материалам очень крутого блога о хорватском наивном искусстве

ПЕТУХ – символ хорватского наивного искусства, а также всей Подравины, местности где зародился и до сих пор жив этот удивительный феномен. По своей популярности, его можно сравнить, разве что, с еще одним метафизическим символом этой территории – рекой Дравой, неисчерпаемым источником вдохновения местных художников.

Чудо хорватского Наива: ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 1.:
Иван Веченай “Петух” масло/стекло 980х880 мм. 1977 г.
Собрание компании “Подравка”.

Петух широко представлен в официальной символике этого района Хорватии. Присутствует он на гербах Копривницко-Крижевацкой жупании (область, в восточной части которой расположена Подравина), городка Джурджевац, села Хлебине и т.д.

   

1. Герб села Хлебине   2.Флаг с гербом Копривницко-Крижевацкой жупании

Также петух является символом компании “Подравка” – крупнейшего предприятия пищевой промышленности Хорватии, основанного в 1934 году и расположенного в городе Копривница, столице региона. К слову, компания “Подравка” и раньше и сейчас, является крупнейшим спонсором мероприятий связанных с хорватским наивным искусством, а также обладает очень большой коллекцией арт-произведений с изображением петуха.
Так что было все-таки раньше – петух в наивном искусстве, или в официальной символике?
Рассматривая конкретную ситуацию и конкретный временной промежуток, а это вторая половина 20 столетия, безусловно, в наивном искусстве. Еще более конкретно – в творчестве Ивана Генералича (более подробно во II части). Петух как официальный символ, появился позже, уже в новом государстве Хорватия, в 1990-е годы.
Обязательно надо отметить свою собственную историю символа у города Джурджевац, связанную с легендой о Picoke (петушке), и проводимой там с 1968 года Пицокиаде.
Изображение петуха присутствует на эмблеме Ассоциации Туризма данного региона, а также является символом всех международных культурных мероприятий, так или иначе связанных с хорватским наивным искусством.


Афиша международного фестиваля “Подравские мотивы – 2012″.


Афиша международного фестиваля “Подравские мотивы – 2013″.

Чудо хорватского Наива: ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.:
Иван Генералич в своей мастерской

“Представление о ПЕТУХЕ. как символе бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с П. – деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается и более древнее толкование образа П. как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении – эротического влечения.   В изобразительном искусстве 20 в. П. служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических» трагедий современной истории П. в произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»). 

                                                         (М. Н. Соколов. Мифы народов мира.)

Чудо хорватского Наива: ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.:

Иван Генералич “Распятый петух” масло/стекло. 1000х840 мм. 1964 г.

 Основная заслуга в признании петуха символом хорватского наива и Подравского края принадлежит Ивану Генераличу. В пятидесятые годы 20 столетия, Генералич вводит и использует в своем творчестве символику, фантастические и аллегорические элементы. Именно тогда, он и выводит на картины образ ПЕТУХА, одного из главных и любимых своих персонажей. Вот он как страж и глашатай на вершинах деревьев, деревенских крыш, и даже Эйфелевой башни (“Затмение солнца”, “Петух на крыше”, “Мой Париж” и т.д.). А вот петух, как психопомп – проводник души в иной мир (“Смерть моего приятеля Вириуса”). А также петух повешенный, петух ощипанный и петух распятый…

Чудо хорватского Наива: ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.:
Иван Генералич “Затмение солнца” масло/стекло. 760х1450 мм. 1961 г.

Иван Генералич "Петух на крыше" масло/стекло. 380х520 мм. 1956:
Иван Генералич “Петух на крыше” масло/стекло. 380х520 мм. 1956

Иван Генералич "Мой Париж" масло/стекло. 1600х1200 мм. 1972 г.:
Иван Генералич “Мой Париж” масло/стекло. 1600х1200 мм. 1972 г

Иван Генералич "Смерть моего приятеля Вириуса" масло/стекло. 490х620 мм. 1959 г.:
Иван Генералич “Смерть моего приятеля Вириуса” масло/стекло. 490х620 мм. 1959 г.

 На вопрос о месте петуха в его жизни и творчестве, сам Генералич рассказывал:

– Я связан с ним с самого раннего возраста…
Помню, как мой брат и я, когда мы были молоды, по вечерам часто гуляли по деревне, пели и веселились до самого позднего часа. Утром мы, естественно, хотели поспать подольше. Между тем, отец знал что делать – приносил петуха в комнату и начинал его раззадоривать – тискать,  шугать, так что этот бедняга начинал беспомощно клохтать и кудахтать – в результате, сна как и не бывало! Так вот, хорошо что для меня он был как “будильник”, но ведь петух известен и как возвестник пожара, траура и т.д.
Для меня он был самым красивым из всех питомцев в нашем хозяйстве. Я его чаще всех рисовал, ведь у него самые яркие цвета. Рисовал его на дереве, на доме, ощипанного и “побеленного”, как цыгане делают для запекания … во всех возможных и невозможных видах и ситуациях… Петухи и куры большие приятели крестьян. Люди часто ведь и разговаривают с ними …
Да, это действительно была моя самая любимая тема!
(Младен Павкович “Лично”. Mladen Pavkovic “Osobno”)

Иван Генералич "Моя Мона Лиза" масло/стекло. 1972 г.:
Иван Генералич “Моя Мона Лиза” масло/стекло. 1972 г.

Иван Генералич "Деревенские заботы" масло/стекло. 630х435 мм. 1959 г.:
Иван Генералич “Деревенские заботы” масло/стекло. 630х435 мм. 1959 г.

Иван Генералич "Автопортрет с петухом" масло/стекло. 700х800 мм. 1964 г.:
Иван Генералич “Автопортрет с петухом” масло/стекло. 700х800 мм. 1964 г.

Иван Веченай "Человек и петух" масло/стекло. 1000х850 мм. 1985 г.:
Иван Веченай “Человек и петух” масло/стекло. 1000х850 мм. 1985 г.

Петух и его образ, занимали особое место в творчестве классиков Хлебинской школы. Иван Веченай, также, как и Иван Генералич, написал множество работ с изображением петуха.

“…И только когда пропоет петух, тот сине-серый, из 1976 года, названный “Сизый петух на красной драпировке”, с обвислой зобастой шеей, грабительским острым клювом, когтями хищника и крыльями подобно мифическому Фениксу – произойдут важные изменения, вспыхнут красочные пожары, откровения Благовещения и Возвещения, и вся “планета Веченай” начнет вращаться по своей орбите, независимо от всего происходящего по “стеклянно-художественному” соседству, в Хлебине, Молве, Клоштаре, Копривнице, и все дальше, до самого Загорья, Пригорья и Далмации, там где привились корни наива.
Пробужденный и бодрствующий петух обозначит и Веченаевское пробуждение к метафизическому, другому, своеобразному, метафоричному. Старый Свет все еще стоит на заднем плане – кладбище с покосившимися деревянными крестами, покрытые соломой крыши домов, крестьяне, в поисках рыбы топором  разбивающие лед…Но оттуда уже двинулся целый ряд важных, гедонистических, оперстненных, увенчанных, украшенных цветами петухов, которые определенным образом сопровождают и синтезируют целую историю человечества – возникновение аграрной цивилизации, войны, истребление, медицину, алхимию, магию и религию. В каждом из этих сегментов существования, петух играет некую символическую роль, которая связана с его пятью добродетелями: гордость, решимость борца, храбрость, доброта и верность. Кроме того, на рубеже миров, петух является психопомпом – проводником душ в мир иной. Анализируя все творчество Веченая, важно отметить, что петух для него действительно ключевая тема, от которой лучисто расходится и остальная символическая шкала, позднее охватывающая и пророческих орлов и маленьких ласточек…”

     (Божица Елушич. Božica Jelušić. Пять пальцев Веченая.)
Иван Веченай "Сизый петух на красной драпировке" масло/стекло. 900х850 мм. 1976 г.:
Иван Веченай “Сизый петух на красной драпировке” масло/стекло. 900х850 мм. 1976 г.
Иван Веченай "Петух на столе" масло/стекло. 1983 г.:
Иван Веченай “Петух на столе” масло/стекло. 1983 г.
Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 800х700 мм. 1990 г.:
Иван Веченай “Петух” масло/стекло. 800х700 мм. 1990 г.
Иван Веченай "Петух над пропастью" масло/стекло. 790х900 мм. 1961:
Иван Веченай “Петух над пропастью” масло/стекло. 790х900 мм. 1961
Иван Веченай "Петушиная драка" масло/стекло. 1983 г:
Иван Веченай “Петушиная драка” масло/стекло. 1983 г
Иван Веченай "Петух с цветами" масло/стекло. 700х670 мм. 1984 г:
Иван Веченай “Петух с цветами” масло/стекло. 700х670 мм. 1984 г
Иван Веченай "Фиолетовый петух" масло/стекло. 980х880 мм. 1977 г.:
Иван Веченай “Фиолетовый петух” масло/стекло. 980х880 мм. 1977 г.
Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 700х600 мм. 1994 г.:
Иван Веченай “Петух” масло/стекло. 700х600 мм. 1994 г.
Иван Веченай "Петух зовет к обеду" масло/стекло. 850х1000 мм. 1972 г.:
Иван Веченай “Петух зовет к обеду” масло/стекло. 850х1000 мм. 1972 г.
Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 960х600 мм. 1987 г.:
Иван Веченай “Петух” масло/стекло. 960х600 мм. 1987 г.

     Петух часто присутствует на картинах Мийо Ковачича, великого Мастера из Горней Шумы, причем довольно интересны его изображения, как некой аллегорической птицы, больше похожей на стервятника, но со всеми признаками петуха. В основном он присутствует там, где показана метафизическая тема жизни и смерти.
Мийо Ковачич "Мертвец" масло/стекло. 1969 г.:
Мийо Ковачич “Мертвец” масло/стекло. 1969 г.
Мийо Ковачич "Большое дерево" масло/стекло. 1966 г.:
Мийо Ковачич “Большое дерево” масло/стекло. 1966 г.
Мийо Ковачич "Петух на ветке" масло/стекло. 1000х700 мм. 1999 г:
Мийо Ковачич “Петух на ветке” масло/стекло. 1000х700 мм. 1999 г
Мийо Ковачич "Петух" масло/стекло. 1080х1340 мм. 1980 г.:
Мийо Ковачич “Петух” масло/стекло. 1080х1340 мм. 1980 г.

 Петух, как яркий и колоритный персонаж Подравского края, широко представлен в творчестве всех последующих поколений Хлебинской школы и всего Хорватского наивного искусства. В 2009 году, в Копривнице и Хлебине, состоялась большая выставка “Возвращение ПЕТУХА”, где сразу на трех выставочных площадках было представлено около 130 работ с изображением петуха. В 2011 году, в Галерее наивного искусства Хлебине, компания “Подравка” организовала замечательную, репрезентативную выставку из своего богатого собрания.
Чудо хорватского Наива: Февраль 2014:
Драган Гажи “Петух” масло/стекло 900х900 мм. 1977 г.
Иван Лацкович Кроата "Петух на виселице" масло/стекло. 350х300 мм. 1990 г:
Иван Лацкович Кроата “Петух на виселице” масло/стекло. 350х300 мм. 1990 г
Никола Веченай Лепортинов "Петух на гильотине" масло/стекло. 980х890 мм. 1980 г.:
Никола Веченай Лепортинов “Петух на гильотине” масло/стекло. 980х890 мм. 1980 г.
Дражен Тетец "Возвращение Хлебинского петуха" масло/стекло. 1200х1000 мм. 2008 г.:
Дражен Тетец “Возвращение Хлебинского петуха” масло/стекло. 1200х1000 мм. 2008 г.
Нада Швегович Будай "Петух" масло/стекло. 600х550 мм. 2008 г.:
Нада Швегович Будай “Петух” масло/стекло. 600х550 мм. 2008 г.
Иван Андрашич "Натюрморт с петухом" масло/стекло. 560х620 мм. 2010 г.:
Иван Андрашич “Натюрморт с петухом” масло/стекло. 560х620 мм. 2010 г.
Бисерка Златар Милинкович "Сила природы" масло/стекло. 900х1050 мм. 1998 г.:
Бисерка Златар Милинкович “Сила природы” масло/стекло. 900х1050 мм. 1998 г.
Йосип Грегурич "Утро" масло/стекло. 1100х1000 мм. 1987 г.:
Йосип Грегурич “Утро” масло/стекло. 1100х1000 мм. 1987 г.
Звонко Сигетич "Удивительная история" масло/стекло. 800х600 мм. 1992 г:
Звонко Сигетич “Удивительная история” масло/стекло. 800х600 мм. 1992 г
поделиться
error