Одни из самых изящных и декоративных художественных произведений японского искусства были созданы мастерами школы Кано, существовавшей в средневековой Японии в течение 4 столетий. Эта живописная школа была создана мастерами из одной художественной династии Кано и пользовалась огромной популярностью среди японской аристократии.

Cranes and Pine Tree 松に鶴図.  Japanese Edo period, latter half of the 18th century. Kano Mitsunobu (Japanese, dates unknown).

 

Школа Кано (яп. 狩野派 Кано:-ха) — японская художественная школа XV—XIX веков, одна из самых известных художественных школ в японской живописи. Создана и развита представителями единого рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде японских властей: сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.

Школа Кано формировалась из художников, принадлежавших к роду Кано. В Период Адзути-Момояма ( 16 век) эта школа достигает своего расцвета. Её художники создают картины на различнейшую тематику — пейзажи, изображения птиц и животных, бытовые сценки; они украшали рисунком двери раздвижных ширм. Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото.

Мастера Кано известны также своими замечательными монохромными росписями по шёлку. Для их работ характерны комбинации из реальных предметов и существ (например, животных), выступающих на первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего плана (например, облаков). Наибольшего развития в школе Кано достигает совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря, тумана и т. д.

Школа была основана художником Кано Масанобу (1434—1530), современником Сэссю и учеником мастера Сюбуна. В 1463 году, в период Муромати, он был назначен придворным художником сёгуната. Масанобу принадлежал к школе китаистов, которые воспроизводили в своих работах идеалистические мотивы китайских картин империи Сун, однако постепенно он стал совмещать китайский стиль с японской декоративной техникой ямато-э. Сын художника, Кано Мотонобу (1476—1559), развил концепцию симбиоза китайских и японских художественных приемов и изобрёл новый тип настенных картин с золотым фоном. Он также создал фундамент школы Кано и руководил несколькими десятками учеников, среди которых были его сыновья и Юсэцу и Сёэй.

( википедия)


 

…слишком это сложная и неоднозначная школа. С одной стороны – исключительно значительная и влиятельная, на 300 лет монополизировавшая почти всю японскую живопись и практически ничего не выпускавшая из-под своего контроля. С другой стороны – очень догматичная, довольно однообразная, из-за своей массовости как правило в целом не очень интересная с художественной точки зрения, хотя и очень техничная. Чем дальше, тем сложнее выделить ярких мастеров и яркие работы, они тонут в разрастающейся средней серой массе. Но яркие работы конечно были, и великие художники тоже…. отсюда


 

Избранные художники

  • Каванабэ Кёсай
  • Кано Масанобу
  • Кано Мотонобу
  • Кано Эйтоку
  • Кано Санраку
  • Кано Сансэцу
  • Кано Танъю
  • Кано Тансин
  • Кано Хогай
  • Хасимото Гахо
  • Киёхара Юкинобу

В японском собрании Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН имеются шесть произведений традиционной японской живописи авторства художников именитой школы Кано.

Китайская ветвь

Кано Сансэцу (1589-1651), “Старая слива”, музей Метрополитен, Нью Йорк

Кано Мотонобу (1476-1559), “Патриархи дзэн-буддизма”, Национальный музей Токио

Кано Мотонобу – известнейший художник школы Кано.

Он был сыном Кано Масанобу, основателя школы Кано.

Мотонобу (1476-1559) еще сильнее упрочил связи с военной элитой сёгуната, женился на дочери великого Тоса Мицунобу и, позаимствовав от тестя некоторые приёмы классической живописи ямато-э, создал то, что стало фирменным стилем школы Кано. Это с одной стороны очень уверенное владение тушью в китайском стиле, а с другой – при необходимости свободное использование красок, а также японских сюжетов ямато-э. Такой синтез оказался очень востребованным для монументальных росписей, которые стали визитной карточкой и источником существования школы в последующие годы. А для того, что бы поставить их производство на поток, Мотонобу как талантливый бизнесмен заложил систему студий, которые стали стержнем ветвящегося дерева школы.

Рисовал пейзажи и портреты, выполнял также заказы по монументальной настенной живописи, охотно изображал на своих картинах птиц и цветы. Одними из крупнейших его произведений являются художественные работы в храмах Рэйун-ин и Дайсэн-ин в Киото, а также 3 свитка с «Легендами о горе Оэ». В своём творчестве Кано Мотонобу соединил достижения китайской художественной традиции с вершинами японского изобразительного искусства. Пейзажи рисовал как многоцветные, так и монохромные. Кано Мотонобу был придворным художником у таких сёгунов, как Асикага Ёсиаки, Асикага Ёсидзуми и Асикага Ёсихару.

 Кано Эйтоку (1543-1590), внук Мотонобу- величайший мастер школы за всю её историю.

Его исключительный талант проявился еще в раннем детстве, и первые уроки живописи он получил еще от деда, затем его обучением занимался отец, Кано Сёэй, вдвоём они расписали храм Дзюко-ин монастыря Дайтоку-дзи в Киото. Эйтоку сделал живописным стандартом роскошные золотые ширмы, которые оказались очень созвучны эпохе Момояма и произвели фурор: он уже в юности был исключительно влиятельным художником, ему покровительствовали Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, от которых (а также от самураев калибром чуть меньше) он получал множество заказов, что позволяло ему обеспечивать постоянным потоком работы своих учеников и ассистентов.

File:Kano Eitoku - Cypress Trees.jpg

«Кипарис» Кано Эйтоку

«Кипарис», или «Старая сосна» (яп. Hinoki) — роспись на восьмистворчатой ширме выполненная красками по бумаге с нанесением золотых листов. Это одна из немногих сохранившихся работ японского художника Кано Эйтоку, находится в Токийском национальном музее. Входит в список Национальных сокровищ Японии.
Роспись была выполнена около 1580—1590 годов, в период Адзути-Момояма японской истории, отмеченный объединением земель под властью крупных феодалов и строительством больших и хорошо укрепленных замков. В отличие от изобилия мебели и предметов декора европейских дворцов, замки японских военачальников отличались лаконичностью в обстановке. Практически единственным украшением интерьера были складные расписанные ширмы (на японском бёбу) и скользящие расписанные двери (фусума) выполняющие архитектурную и декоративную функцию.

Произведение дошло до нас в виде ширмы, но следы от дверных ручек указывают на то, что вероятно изначально это было изображение на фусума.

Так как изображение было по видимому перенесено на ширму, возможно изначально оно было шире и/или длиннее. Центром композиции является массивный ствол кипариса занимающий по диагонали четыре левые створки ширмы. Он написан широкими мазками в ограниченной цветовой гамме. Серые блики покрывающие все дерево придают картине динамику и ритм. Раскидистые ветви дерева энергично простираются на всю длину картины. Крона кипариса выписана очень детально. Дерево выделяется на фоне золотых облаков. Золотой цвет представлял власть и силу, а исполнение в технике золотых листов давало возможность отражения света в помутемных комнатах. На заднем плане видны выступающие из воды и из облаков горы.

Картина является образцом японской школы Кано, опиравшейся на традиции школы Ямато-э и монохромной живописи. Для неё были характерны пейзажи, изображения цветов и птиц, сочетание условно-декоративной композиции с подчёркнуто правдоподобными деталями.

Многие японские исследователи полагают что «Кипарис» был одной из работ выполненных Кано Эйтоку, его братом Сосю и сыном Мицунобу для оформления резиденции молодого аристократического клана Хатидзё-но-миа. Резиденция была построена в 1590 году по заказу Тоётоми Хидэёси в качестве компенсации за отстранение от власти его приемного сына Тошихито(также Томохито, яп. 八条宮智仁親王) ставшего основателем ветви Хатидзё (позднее известной как Кацура). Эта вилла (Katsura Rikyū[en]) сейчас является одним из важнейших объектов культурного наследия Японии.

File:Katsura Imperial Villa in Spring.JPG

Katsura Imperial Villa

Картина принадлежала семье Кацура и перешла в императорскую коллекцию со смертью последнего наследника в 1881 году.

 

Kano Eitoku: 唐 狮子 図  Chinese Lions (16th century) Detail. Six-fold screen, color, ink and gold-leaf on paper.#JapaneseArt

«Китайские львы» художника Кано Эйтоку

Птицы и цветы четырех времен года

 

Кано Санраку

Кано Санраку (1559-1635) фусума из храма Дайкаку-дзи

парные ширмы с тигром и драконом из храма Мёсин-дзи

собственно это и было целью школы – воспроизвести технику старых китайских мастеров. И изучали ее по большей частью не по оригиналам, а по репродукциям и копиям, и по копиям с копий. В таком законсервированном виде они её и сохранили практически до XX века, когда в самом Китае живопись уже была совсем другая.
Хотя форматы, конечно, у парадных работ совсем другие, в Китае никаких фусума не было.
Золото на ширмах и фусума – да, очень тонкая фольга, и уже сверху по ней роспись. А вот на последней работе как бы сверху по бумаге местами припудрено золотыми блёстками, такая техника где-то с 18 века стала популярной, когда полностью золотые ширмы из моды вышли. отсюда


Kano School (Edo period) Flowering Plum

Kano School (Edo period) Flowering Plum

Kano school (17th Century) Herons and willows by a stream in spring and winter Pair of six-panel screens; ink, color and gold leaf on paper

Kano school (17th Century) Herons and willows by a stream in spring and winter Pair
of six-panel screens; ink, color and gold leaf on paper

Screen .1

Amusements at Higashiyama in Kyoto,Kano School

A two panel screen depicting a musk cat under a cherry tree with gilt decoration. Based on the Kano School.  Japanese Meiji Period.  1850 - 1859  62.5" h x 54.75" w x 1" d

A two panel screen depicting a musk cat under a cherry tree with gilt decoration. Based on the Kano School.

Japanese Meiji Period. 1850 – 1859

Fine Edo Crane Screen image 6

A large Japanese Edo period painted six-panel screen featuring cranes flying in gold clouds and standing in a beautiful pond.

Paravent six feuilles Japon, Ecole de kano, pério - by Genève Enchères

Paravent six feuilles Japon, Ecole de kano, pério – by Genève Enchères

Detail. Kano Einô. Cranes 郡鶴図屏風. Japanese. Edo period. latter half of the 17th century. Pair of folding screens. MFA Boston

Detail. Kano Einô. Cranes 郡鶴図屏風. Japanese. Edo period. latter half of the 17th century. Pair of folding screens. MFA Boston

поделиться
error