Как говорила модистка французской королевы Марии- Антуанетты, «новое — это хорошо забытое старое». Еще в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали небольшие глиняные раскрашенные фигурки. Однако считается, что «модные» куклы (fashion dolls) впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды.
John Collier «Girl with a Doll» середина XVII в.:
John Collier «Girl with a Doll» середина XVII в.

Их наряды, тщательно воспроизводившие фасоны и детали одежды, долгое время с успехом заменяли появившиеся гораздо позже глянцевые журналы мод.

Еще в XIV веке английская королева регулярно отправляла в Париж за такими куклами своих послов. В 1396 году придворный портной французского короля написал расписку о получении 450 франков за пошив гардероба для «модной» куклы в подарок английской королеве. По тем временам сумма весьма значительная, что позволяет предположить, что куклу изготовили в натуральную величину, по размерам царственной особы… Когда король Франции Генрих IV женился на итальянке Марии Медичи, он послал ей несколько «модных» кукол в роскошных платьях, желая поразить невесту изысканностью жизни французского двора.

Секреты Пандоры

Самые первые «модные» куклы служили аристократическим забавам, поэтому они были намного лучше и богаче одеты, чем обычные игровые куклы того же времени. Но вскоре пара модных кукол поселилась не только в домах великосветских дам. Их называли Пандора Большая и Пандора Маленькая — в честь мифологической красавицы, неосторожно открывшей сундук с несчастьями, которые, как известно, разлетелись по всему свету. В данном случае подразумевалось, что парижские Пандоры открыли сундуки с нарядами, а несчастья, как в сказке, превратились в красоту, радующую глаз: в пышные кружевные юбки, блестящие атласные ленты и бархатные раструбы платьев.
Модные Куклы Пандоры:
Эти куклы и их наряды и в самом деле разлетались по свету, добираясь даже до далекого Петербурга (Большая Пандора императрицы Марии Федоровны хранится сейчас в Гатчинском дворце; на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого предположительно была Роз Бертэн — придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты). Обычно Большая Пандора демонстрировала роскошные придворные наряды (позже — одежду на выход), а Маленькая — уютные домашние платья. Обе были ненасытными модницами: для них специально заказывали шляпы, платья, чулки, ботинки, делали прически и ювелирные украшения.
Модные Куклы Пандоры:
То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Французские дома мод посылали «модных» кукол в Англию, Германию, Испанию, Италию. Иногда — лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически. Так, на ежегодной двухнедельной ярмарке della Sensa, проходившей на площади Сан-Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, а в течение следующих месяцев года местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля.

 
Пандора: современная реконструкция

«Золотой» восемнадцатый

Золотой век «модных» кукол пришелся на XVIII столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались новыми фасонами и тканями. Модная французская торговля не прекращалась даже во время войны за испанское наследство в начале XVIII века, хотя Англия и Франция тогда были противниками и логично было бы ожидать, что это станет препятствием для подобных «легкомысленных» обменов. В 1704 году, в самый разгар войны, один из французских генералов писал: «Эпизод, достойный того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный «зеленый коридор» для провоза кукол-манекенщиц. Договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в полной безопасности». Впрочем, трудно представить, какой опасности могли подвергаться эти очаровательные создания: их тонкие лица из прекрасного фарфора и безупречные тела из кожи козленка с женственными формами скорее навевали мысли о радостях и красоте жизни, чем о борьбе и противостоянии.
Pandoras were used from the 14th century to convey the latest fashion among the courts of Europe. By the 18th century these three-dimensional fashion plates were sent all over Europe and America to a much wider clientele by dress makers to promote their wares.:
Wooden fashion doll with costume and accessories, England, 1755-1760 V and A Collections
old doll:
Платья для кукол Пандора:
Платья для кукол Пандора
После войны французский посол в Лондоне господин Дюбуа заказал парижской белошвейке мадмуазель Филон большую куклу с последними моделями нарядов для лондонских дам. В письме он заметил, что англичане живо интересуются даже тем, что нынче носят под юбками, и просил также выслать образцы нижней одежды.
Вслед за Пандорами «модные» куклы все больше завоевывали рынок. Известные модистки дарили таких кукол своим клиенткам и регулярно присылали для них наряды, надеясь получить выгодный заказ.
Немногие оставляли память о своих произведениях, но среди этих описаний сохранились записки модистки королевы Марии-Антуанетты. Например, о кукле, отправленной в качестве рождественского подарка дочери одной из придворных дам: «Это была большая кукла с пружинами, хорошо сделанными ногами и очень хорошим париком. На ней надета прекрасная льняная женская сорочка, шелковые чулки и длинный корсет на косточках. Бальное платье из газа, парчи, муслина и кружев».
парики для кукол Пандора:
парики для кукол Пандора
Кстати, Французская революция не положила конец благосостоянию знаменитой модистки: некоторое время она вела бизнес в Лондоне и обшивала богатых француженок-эмигранток, бежавших от революционного террора, выполняла заказы для царствующих дворов Европы, в том числе и русского.

Революция не слишком затронула и судьбу французских «модных» кукол — скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для «модных» кукол, которых к тому времени в Англии было достаточно много. А в восемнадцатом веке они начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать английскую моду в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в нью-йоркских и бостонских газетах того времени. «Модные» французские куклы открыли Америку и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.
18th Century Venetian Court Doll, circa 1780. Silk damask open robe, silk faille cape, stockings with knee garters, brocade heeled shoes, accessories including black domino and bauta masks, and tricorn.:

18th Century Venetian Court Doll, circa 1780. Silk damask open robe, silk faille cape, stockings with knee garters, brocade heeled shoes, accessories including black domino and bauta masks, and tricorn
"For the Love of the Ladies" - October 1-2, 2016 in Phoenix, AZ: 4 Early…:
В девятнадцатом веке «модных» кукол изготавливали фирмы Jumeau, Bru и другие — с головами из неглазурованного фарфора, с деревянными или кожаными (из кожи козлят) телами. Однако самым известным фабрикантом, выпускавшим «модных» кукол, стал Франсуа Готье (Francois Gaultiеr).

История Франсуа Готье

Он родился в 1837 году в городе Бери, в семье владельца небольшой фарфоровой лавки. Отец много лет проработал на фарфоровой фабрике, знал секреты этого производства и передал их сыну.
В 1857 году Франсуа женился на дочери фарфорового фабриканта, и от этого брака родились семеро детей: сыновья Eugene-Louis (1857) и Еmile-Jules (1860), а также пять дочерей.

В 1867 году Франсуа Готье построил фарфоровую фабрику в Сан- Морисе (Saint Maurice), где, кстати, провел всю свою жизнь. В 1872 году он получил патент на выпуск стеклянных кукольных глаз, а также принимал заказы на изготовление кукольных голов. Он стал основным поставщиком для большинства фабрик. Готье уделял серьезное внимание работе художников-декораторов, которые расписывали лица кукол: создавал специальные мастерские, воспитал художников, которые специализировались на этой теме, поощрял их труд.
В правом углу - кукла французского мастера Ф.Готье (70-80-е гг XIX в.). Особенностью кукол этого мастера является тело, сделанное из тонкой кожи - лайки и натуральные волосы. Это кукла из коллекции жены бывшего наркома просвещения А.Луначарского.:
В правом углу – кукла французского мастера Ф.Готье (70-80-е гг XIX в.). Особенностью кукол этого мастера является тело, сделанное из тонкой кожи – лайки и натуральные волосы. Это кукла из коллекции жены бывшего наркома просвещения А.Луначарского.http://moscowalk.ru/
Jumeau, 1870-ые гг.:
Jumeau, 1870-ые гг.
Francois Gaultier, кукла 1875 года.:
Francois Gaultier, кукла 1875 года.
Когда во время франко-прусской войны в 1870 году Париж оказался в осаде, Готье не коснулась эта беда и в отличие от столичных коллег он сохранил и даже развил свой бизнес. На международной выставке в Париже в 1878 году Готье получил серебряную медаль, а двумя годами позже в Брюсселе — бронзовую. В 1882 году он передал компанию старшему сыну Эжену-Луи (Eugene-Louis Gaultier), и она получила название Gaultier et Fils Ain? (Готье и старший сын). Продукция этой фирмы завоевала серебряную медаль в 1883 году в Амстердаме и в 1884 — в Ницце. Куклы фирмы Готье всегда маркировались, и сегодня их довольно легко идентифицировать даже по году выпуска. Так, те куклы, которые были изготовлены до 1888 года, маркировались инициалами FG и номером, обозначающим размер. После 1888 года буквы FG размещались в специальном «свитке» — фамильном символе компании. Отойдя от кукольных дел, Франсуа Готье стал мэром города Сан-Морис и занимал эту должность до 1892 года.
Модные Куклы Пандоры:
«Модные» Куклы – Первые Манекенщицы - Кукольный домик:
«Модная» кукла фирмы Жюмо. Франция. Конец XIX
Конкурентная борьба с немецкими производителями кукол, которая обострилась с начала 1890-х, вызвала серьезный кризис, коснувшийся и братьев Готье. В 1899 году они отказались от своего производства, патентов, независимости, чтобы стать совладельцами и акционерами S.F.B.J. (Soci?t? Fran?aise de Fabrication de B?b? et Jouets — союз французских производителей кукол и игрушек, в который входили восемь известных французских фабрикантов). Готье обменяли все это на 100 акций новой компании (что составляло 2, 3% ее капитала), но эти перемены в итоге ничего им не принесли. Фирма вскоре прекратила свое существование, а компания S.F.B.J. закрылась в 1925 году.
В начале XX века французские «модные» куклы «отправились на покой» и окончательно поселились в коллекциях и музеях, когда им на смену пришли многочисленные журналы мод, бумажные куклы и живые манекенщицы.

Ильмира Степанова,
член Союза журналистов России
Источник: ЗАО “Русский Антиквариат”
Venetian Carved Wooden Court Lady with Beautiful Face and Original Costume 2500/3500 | Art, Antiques & Collectibles  Toys & Hobbies  Dolls  | Auctions Online | Proxibid:
Venetian Carved Wooden Court Lady with Beautiful Face and Original Costume


И только в 40-е годы XVII века в Европе, а именно во Франции, появились те куклы, которые и назовут Пандорами. Это были восковые куклы. Они очень часто делались в человеческий рост. Пандорой куклу назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук, из-за любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда.

Именно в XVII веке моду начинают рекламировать сознательно и для этих целей, конечно же, служили куклы-пандоры. В то время в Париже существовал только один журнал, который можно было сопоставить с современными журналами мод. Этот журнал назывался «Галантный Меркурий», но вот только его тираж был весьма мал. И основную роль по-прежнему играли куклы.
К куклам-пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-пандоры путешествовали по всей Европе и даже добирались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. По легендам, когда везли таких кукол посреди военных сражений, генералы приостанавливали битвы и пропускали кукол-пандор.

Просуществовали куклы-пандоры до 1860-ых годов, а затем их заменили модные журналы, которые стали популярны в Париже ещё в конце правления Людовика XVI перед самой Французской Революцией. Наследниками же кукол-пандор в современном мире, безусловно, стали манекены в витринах магазинов.
Самих же кукол-пандор сегодня можно увидеть разве что в парижском музее моды Гальера, в Загорском музее игрушки и частных коллекциях.http://mylitta.ru/425-pandora-dolls.html

 

поделиться