В жизни бывают минуты светлые и горькие.
Мне больше досталось горьких.
Нико Пиросмани

Tбилиси всегда покорял своим колоритом. Город дышал Азией с оглядкой на Eвропу, особенно на Париж. И случилось так, что в 1912 году, когда в Париже впервые открылась выставка художника-самоучки Анри Руссо, в Тифлисе, приехавшие на каникулы петербургские студенты, братья Илья и Кирилл Зданевичи и француз Мишель Ле Дантью, в одном из винных погребов совершенно неожиданно обнаружили поразившие их картины неизвестного художника.

File:Pirosmani zakatala.jpg

«Вывеска пивной Закатала»,Государственный Музей искусств Грузии, Тбилиси

На следующий день Ле Дантью писал своей матери: «Вчера я видел рисунки гениального мастера».

Это был Пиросмани.

Теперь имя Пиросмани стало известно не только посетителям духанов. Но сам художник так и оставался одиноким скитальцем, еще при жизни ставшим легендой. Установить подлинную биографию мастера тогда же не удалось.

Niko Pirosmani 1916.jpgОсталась лишь легенда о нищем, но гордом чудаке, которого знакомые шутя прозвали «Графом». Он явно выделялся своей высокой нравственностью, внешностью, манерой держаться среди окружающих его людей.

На бывшей Малаканской улице, ныне улица Пиросмани, в начале века был живой вернисаж его картин. Сколько неведомых шедевров таится на стенах этих подвалов, погребенные заживо. Tрудно примириться с тем, что их никто и никогда не увидит.

Почти вся стенная роспись погибла, сохранилась лишь малая часть картин, всего около двухсот, но даже того достаточно, чтобы поставить Пиросмани в ряд великих мастеров кисти.

Cегодня основная часть картин находится в Музее искусств Грузии, в других музеях нашей страны, в частных коллекциях и за рубежом.

За признание творчества грузинского мастера еще в 20-30-х годах боролись лучшие представители европейской культуры: Константин Паустовский, Владимир Маяковский, Луи Арагон, сестры Эльза Триоле и Лили Брик, Зига Валышевский, Колау Чернявский и другие.

ART & ARTISTS: Niko Pirosmani:

Пиросмани какими-то удивительными, неведомыми узами был связан с Парижем. Француз по происхождению Мишель Ле Дантью вместе с братьями Зданевич первым признал гений художника. Наверное, его имел в виду Пиросмани, когда на встрече с грузинскими художниками с гордостью сказал: «Теперь меня знают в Париже».

The actress Margarita, by Niko Pirosmani:

“The actress Margarita, by Niko Pirosmani”

Француженкой была первая и единственная любовь художника – шансонетка Маргарита, гастролирующая в Тифлисе в 1905 году. Она изображена на известной картине Пиросмани «Актриса Маргарита».

Влюбленный в Пиросмани Пабло Пикассо создал портрет своего собрата по кисти, с которым ему не довелось встретиться при жизни. Портрет исполнен своеобразными штрихами, свойственными лишь Пикассо.

Нико Пиросмани в Музее Сигнаги — Статьи — ARTUKRAINE:

Пикассо. Портрет Пиросмани 

Arsenali Mountain at night - Niko Pirosmani,1908:

 Аrsenali Mountain at night — Niko Pirosmani,1908

Сегодня одна из лучших картин Пиросмани «Арсенальская гора ночью» находится в Париже в коллекции картин Луи Арагона.В марте 1969 года на улицах Парижа появилась необычная реклама, девочка в желтой шляпе и с красным шаром в руках с надписью – «Нико Пиросманашвили».

ART & ARTISTS: Niko Pirosmani:

6 апреля в Лувре с участием французского национального легиона торжественно открылась персональная выставка великого самоучки.

Выставку открыл Министр культуры Франции Андре Мальро. Он заявил: «Выставка Пиросмани в Париже – это событие в жизни современного европейского искусства». На открытии присутствовали Министр иностранных дел Франции Мишель Дебри, Луи Арагон (один из инициаторов выставки), Эльза Триоле, Жак Превери, Арман Лану, Министр иностранных дел СССР Николай Громыко и другие.

Французская пресса в течение полутора месяца широко освещала эту выставку. Пиросмани сравнивали с Джотто, с именем которого связано начало Ренессанса в Италии, его ставили выше французского примитивиста Анри Руссо.

ART & ARTISTS: Niko Pirosmani:

Рауль-Жан Мулен в статье «Естественное величие Пиросмани» пишет: «Я не вижу никакой эстетической наивности в этом утонченном художнике».

Задолго до того, как бы предвидев успех выставки Пиросмани в Лувре, Илья Эренбург писал: «Стены тифлисских духанов покрыты живописью Пиросманашвили, неведомого здесь художника, который мог бы потрясти вдоволь скептический Париж».

Выставки Пиросмани с триумфом прошли в разных странах мира.

В 1962 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» писал: «Значение этого художника выходит за пределы Грузии. Благодаря таланту и человечности Пиросмани принадлежит всему человечеству».

Удивительна и необычна судьба Пиросмани. До сих пор не обнаружена запись ни о рождении, ни о смерти этого человека. Могила его неизвестна. Он умер как беспризорный и похоронен как неизвестный.

Кто бы мог подумать тогда, что бродячий художник духанов, или маляр Никала, всего через несколько лет будет признан гениальным и о нем заговорит весь мир.

Нелли Кобиашвили

Тбилиси, 2006 г

МИМО БЕЛОГО ДУХАНА

Мимо белого духана мчатся кони, как во сне.
Вечер в небе полыхает, словно ягода в вине,
И деревья озорные гнутся гибко, как лоза.
У кутил усы шальные и суровые глаза.

О чём споёт им Маргарита, взлетая в белом над землёй?
Что не случилось — то забыто, что было — хлынуло волной.
Прими блаженство неземное поляной белых роз к ногам.
Рисую красками, как жизнью, чтоб возвратить её богам.

Блики жёлтого скольженья, взлёт над зеленью холма,
Чёрным высится возница, в тень упрятаны дома.
У кутил серьёзны лица — сердце держат на замке.
Руки вскинет Маргарита, словно птица, в кабаке.

О чём поёт им Маргарита? Бровь полумесяцем летит,
Земля букетами укрыта, а кисть ласкает и горит…
Прощай, неведомый художник, луна взметнулась нотой «си».
Шарманщик, горести виновник, у песни слова не проси.

…Мимо белого духана мчатся кони, как во сне.
Бредят руки кистью белой, красной плачут о вине…
Мрак подвала, пол холодный, груда битых кирпичей,
Вздох последний… крошку хлеба… никому… никто… ничей…

Янтарный шарик на запястье, и в стайке жёлтых птиц — лицо,
У белых роз — права на счастье, у невозможности — кольцо.
Не пой о прошлом, Маргарита, в ладони пряча лепестки.
Душа прощению открыта, но нет спасенья от тоски…

Мариян Шейхова 

Pirosmani:

ОН ТОЛЬКО ВО СНЕ ЗОЛОТИСТЫЙ

Он только во сне золотистый — три птицы кружатся над ним,
Трава изумрудным батистом скользит, словно сказочный грим.
Мой тёзка, Жираф цветоносный,
Весь в пчёлах, в занозистых осах,—
Он только во сне золотистый — три птицы кружатся над ним.

А явь колыхалась травою и синью небес растеклась,
Волнистой, как воздух, тропою, забытой, как кроткая бязь.
Мой тёзка, Жираф чёрно-белый,
Пятнисто-напуганным телом,
Серпами зрачков оробело
Навстречу шагнул корабельно,
А явь колыхнулась травою
и синью небес растеклась.

А чёрное — было, и белое есть, и солнце мне больше не снится,
Послал мне художник далёкую весть, простую, как платье из ситца,
И грация зверя качнулась углом,
И быть ему явью, и быть ему сном,
В изгибе хвоста улыбался питон,
И шейная боль обвивала винтом,
И в яблоке глаза дрожащий затон
Округло роняет ресничный бутон…

Нет у ответа вопросов. Здравствуй, Жираф золотистый,
Бархат спины пятнистой тронет рука моя — пристань
Яви и сна
Кисти.

Мариян Шейхова 

ART & ARTISTS: Niko Pirosmani:

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Да здравствует хлебосольный человек!
На скатерти его ожиданий
Соль вырастает до солнца.
Лучи погружаются в пену
Туманных волнений утра.
Кланяюсь новому дню.

Махаробели, махаробели,
Овцы с травинкой во рту оробели.
Алая лента, на чёрном — трава.

Да здравствует хлебосольный человек!
Олень на кончике взгляда
Испариной чует утро.
По обе стороны двери
Зияет белая скатерть.
В поклоне немеют уста.

Махаробели, махаробели,
Сердце овечки бьётся форелью.
Ручка кувшина тепла.

Здравствуй, хлебосольный человек!
Солонка на скатерти белой
Последнее слово знает.
Сына встречай и помни:
Вкус поменяют ви́на.
Кланяйся новому дню.

Махаробели, махаробели,
Землю весёлым напитком согрели.
Просят ладони хлеба.

Сладко ли быть травою
И, расстилаясь в вечность,
Встретиться с саблей ветра?
Чашей бездонного блюда
Небо дождинки кормит.
Ах, как хлеба всходили…

Махаробели, махаробели,
Горы под тяжестью снега осели,
Махаробели…

Мариян Шейхова 

ОКУДЖАВА

ПЕСЕНКА О ХУДОЖНИКЕ ПИРОСМАНИ
Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,

из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды.

Худы его колени
и насторожен взгляд,
но сытые олени
с картин его глядят,

красотка Маргарита
в траве густой лежит,
а грудь ее открыта —
там родинка дрожит.

И вся земля ликует,
пирует и поет,
и он ее рисует
и Маргариту ждет.

Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему…
Но не хватило супа
на всей земле
ему.
autoportrait - (Niko Pirosmani):

Автопортрет

Есть воспоминания знаменитого (впоследствии) грузинского художника Ладо Гудиашвили о том, как в 1917 году, незадолго до смерти, уже больной Пиросмани нуждался и голодал: не было денег на тарелку супа… Отсюда и “суп” в стихах Булата.

Известен о Пиросмани и такой факт: когда его в 1916 году пригласили на заседание Союза художников Грузии, он там произнес речь: “Вот что нам нужно, братья. Посередине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться; купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить, говорить о живописи и об искусстве. Вам этого не хочется, вы о другом говорите”, — закончил он тихо и грустно”.

http://magazines.russ.ru/

Deer - Pirosmani Niko:

Deer — Pirosmani Niko

Sanitary inspector woman of the market - Niko Pirosmani:

Sanitary inspector woman of the market — Niko Pirosmani

Company Bego Niko Pirosmani: