Типичный пейзаж кисти русского художника первой половины XIX века — это написанный в Италии вид, в котором всегда есть некий интимный уголок (бухта, небольшая гавань, увитая виноградом терраса, аллея) и открывающиеся за ним, как тогда говорили, «обольщения перспективы» — виды гор или морского горизонта. Во всем мире романтический пейзаж строился на «здесь» и «там»: у немецкого живописца Каспара Давида Фридриха на первом плане стоят спиной к зрителю люди, через окно или разрыв между деревьями грустно созерцающие некий вид, символ недоступной мечты.

19 Century Romanticism Artists Names | Moonrise over the Sea, 1822, Caspar David Friedrich:

Moonrise over the Sea, 1822, Caspar David Friedrich

Caspar David Friedrich     Правила жизни немецкого романтика | Arzamas

Caspar David Friedrich

Говоря искусствоведческим языком, это был переход к двупланный системе построения пространства — в отличие от классического пейзажа XVII–XVIII веков, рутинное построение которого требовало трех планов (условная кулиса, условный задник, а между ними — доминирующий средний план, панорама торжественно расстилающейся земли). Классицистическая картина мира казалась романтикам самодовольной: романтическая пространственность стала включать в себя понятие дистанции, неслиянности близкого и далекого, конечного и бесконечного, человеческого и надчеловеческого — всего, к чему классический пейзаж как бы еще не был пробужден.

Sylvester Shchedrin. Balcony. In Sorrento.jpg:

живопись Сильвестра Щедрина:

Сильвёрст Щедрин. Грот во Флоренции. 1826

Сильвестр Щедрин: картины, биография художника:

Сильверст Щедрин. Вид Амальфи близ Неаполя. 1826

Сильвёрст Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, 1828

Посмотреть полный размер

Щедрин Сильвестр Феодосиевич . Терраса в Соррентою 1825
холст, масло 29,7 x 40,2

Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.:

Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827

В русском искусстве романтический пейзаж начала XIX века представлен в первую очередь Сильвестром Щедриным и его младшим современником Михаилом Лебедевым (оба всю жизнь провели в Италии). Щедрин писал бухты, гроты и террасы, пронизанные светом и воздухом морской дали и еще находящиеся с ней в некоем спокойном и наивном единстве, без надрыва невозможного мечтания, как у Каспара Давида Фридриха.

У Лебедева сопоставление интимного мира и мечты превращается в эффектный контраст: рядом с уютным тенистым шатром аллеи где-нибудь сбоку раскрывается перспектива синих гор, всегда обрамленная ветвями, всегда неожиданно — чуть ли не кокетливо — приоткрытая. При этом вид дали присутствует в обязательном порядке — последняя работа Лебедева, «Аллея в Альбано» (1837), где этот вид «отваливается», как бы закатывается куда-то за горизонт, а автор вполне удовлетворен только «здесь» без всякого «там», была крайне смелым шагом вперед .

Лебедев Михаил Иванович - Вид Кастель-Гандольфо близ Рима:

Лебедев Михаил Иванович — Вид Кастель-Гандольфо близ Рима

Посмотреть полный размер

Лебедев Михаил Иванович. Вид окрестностей Альбано близ Рима. 1836 холст, масло 45,3 x 64

Итак, типичный пейзаж первой половины XIX века дуалистичен, он требует переживания пути от здешнего к дальнему, но при этом «здешнее» всегда комфортно и тенисто. Это пейзаж «сени» и «дали».

Екатерина Деготь
Пространственные коды «русскости» в искусстве XIX века