По следам моего обширного исследования, которое я провела в инстаграме.
Густав Вигелан (Вигеланд) (1869-1943) – вероятно, самый известный среди норвежских скульпторов. Это в основном объясняется наличием в Осло обширного парка Вигеланда. В этом пространстве в 340 акров, спланированном и обустроенном самим Вигеландом, размещено более двухсот его скульптур. С момента своего создания в 50-х годах ХХ века парк стал весьма популярным как среди жителей Осло, так и среди туристов.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников.

Vigeland Park in Oslo, Norway

Суровый скандинавский мужчина и его парк гомункулов, истекающих звериным счастьем ( по словам одного критика). Хочу сразу заметить, что Норвежский парк обнаженных скульптур Вигеланда на фоне корейского Лав Лэнда — образец пуританизма. Но Парк вызывает у очевидцев столь противоречивые чувства, что очень хочется увидеть это своими глазами. Об этом пишут как о прекрасном, отвратительном, величественном и низменном.
Густав Вигеланд в 1929 году

У нас Вигеланд менее известен, чем Мунк, хотя это знаковый мастеров скандинавского искусства. С Мунком они приятельствовали, жили в одной гостинице,пили, делили женщин, из-за них же дрались и в итоге разругались. Так или иначе, в тот период в творчестве Мунка и Вигеланда обнаруживается взаимное влияние. Под впечатлением от картин Мунка скульптор обращается к темам ревности и смерти, а Мунк, в свою очередь, начинает интересоваться темой обнаженного тела.
Вигеланд вышел из скромной среды, испытывал немало трудностей и лишений в студенческие годы и на заре своей профессиональной карьеры, однако в конце концов стал всеми признанным скульптором.
«Я стал скульптором еще до рождения, — писал позднее Вигеланд. — Меня подхлестывала и гнала вперед какая-то могучая, неподвластная мне сила. Другого пути для меня не было. Как бы я ни старался с него свернуть, меня возвращало назад»
Парк скульптур появился в результате сложных перипетий в поисках скульптором места под собственный музей.

Это самый известный парк в Норвегии созданный в 1907—1942 годах, — невиданный по масштабам ансамбль – Впечатляющий пример авторитарных амбиций времени,воплощенное дерзновение Густава Вигеланда под стать теургическим притязаниям Вагнера.Скульптор не дожил лишь год до его завершения. Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений. Доминирующие темы творчества Вигеланда : смерть и отношения между мужчиной и женщиной. Это чистой воды символизм в стилистических рамках северного модерна. И его идеями рока и  вечности пронизан весь скульптурный ансамбль парка .

Состояния

Сотни скульптур и скульптурных групп парка объединены Вигеландом в эпопею, названную — «Человеческие состояния».Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, – бег, борьба, танцы, объятия и т. д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции сложными для восприятия. Среди утверждаемых Вигеландом первичных «человеческих состояний» — мужчина, досадливо расшвыривающий младенцев, мать на четвереньках, взнузданная детьми, дети и старики, яростно оспаривающие жизненное пространство. Туристический бренд Осло и популярнейшая скульптура ансамбля — «Сердитый малыш» — младенец, заявляющий о своих жизненных притязаниях истерическим яростным воплем.

Sinnataggen , Frognerparken, Oslo

Wigeland Park, Oslo, Norway

Причем Вигеланд никогда – или почти никогда – не давал своим произведениям названий. Они обычно обозначаются описательно. Автор поступал так намеренно, чтобы не направлять восприятие зрителем скульптуры лишь в одном конкретном направлении.

Среди скульптур в парке есть и другие примеры с достаточно тонким подтекстом. Один из них связан с фонтаном. Скульптура «Девушка на дереве» – это изображение молодой девушки, словно зависшей в воздухе среди ветвей дерева. Она прикрывает руками грудь, как бы защищаясь от чего-то. Эту работу можно трактовать как иллюстрацию перехода девочки от детства к отрочеству.

Vigeland Sculpture Park – Oslo, Norway - Atlas Obscura

Таких статуй вы точно никогда не видели! - ПоЗиТиФфЧиК - сайт позитивного настроения!

Монолит

Центральный образ парка — семнадцатиметровый гранитный «Монолит» — представляет собой обелиск, образованный сплетением обнаженных человеческих тел. Вознесенная к небу глыба — парафраз первобытного менгира, безличной «плетенки» человеческих особей. Монолит объединяет суммарно 121 фигуру, все они стремятся вверх.

Файл:Monolit Vigeland kerfoer 1.jpg
Sculptures of Gustav Vigeland - Oslo - Norway  Vigelandsparken is one of Norway's most visited attractions with more than 1 million visitors every year. The unique sculpture park is the life work of the sculptor Gustav Vigeland (1869-1943) with more than 200 sculptures in bronze, granite and cast iron. Vigeland was also responsible for the design and architectural outline of the park. A monumental artistic creation with a human message that is well worth seeing.   (www.visitnorway.com)
Gustav Vigeland - Monolith (Detail)

Тридцать шесть скульптурных групп располагаются на возвышении вокруг Монолита и символизируют  круговорот жизни. У скульптора ушло примерно 11 месяцев на создание полноразмерной гипсовой модели – подобную работоспособность вполне можно назвать профессиональным подвигом. Далее бригада каменотёсов трудилась над изготовлением стелы с лета 1929 года до лета 1942 года.

В некоторых популярных статьях написано, что идея памятника — показать желание человека стать ближе к духовному и божественному. Не верьте)) Скорее это свальный грех Вигеланда, кульминация его культа плоти, воплощённая в фаллическом столбе. Честно, я вздрагиваю при взгляде на фрагменты, некоторые мои подписчики Инстаграм верно заметили, что это более напоминает жертв Холокоста. Но последнее точно не про Вигеланда, хотя нацистам импонировало его творчество.

На вопрос, что означает его монолит, скульптор ответил: «Это моя религия».

Его человек – безличная единица сверхличного биологического проекта .Это очевидный вызов гуманистическим ценностям Европы с идеями самостояния личности. Его религия в безличной стихии орнаментальной «плетенки», в культе безличного родового начала, в инстинктах, рабом которых был он сам.

Так проявилась его эстетизация архаики, принявшая характер идеологической агрессии в борьбе за выживание. Так он понимал духовную энергию нордической традиции. Я уверена, что Вигеланд создал собственное место силы, и таким оно стало и для последующих поколений норвежцев.

Композиция

Viegland Sculpture Park, Oslo.  Such a beautiful place with formal gardens and sculpture everywhere! The centerpiece was a life-cycle of sculptures which took you in a literal circle.  Remarkable place and unforgettable art.
Если посмотреть на парк с птичьего полета, становится очевидным, что его очертания напоминают католический крест. Главная ось идет от главного входа через мост, далее к монолиту – и завершается «Колесом жизни» в качестве апсиды. Точка пересечения осей обозначена фонтаном. Скульптуры можно подразделить на группы – среди них мост, фонтан и монолит, а также две меньшие группы: «Колесо жизни» и «Клан». Скульптуры в парке объединены общей темой – это отношения между людьми. В визуальном плане представлена вся человеческая жизнь от зачатия, рождения, взросления, брака и совместной жизни до, в конце концов, смерти. Но и смерть – не конец. Жизнь циклична, это становится очевидным при даже беглом взгляде не только на скульптуры, окружающие фонтан, но и на работу «Колесо жизни».
Жестоко и ласково, противно и восхитительно, здесь все одновременно и отталкивает и завораживает, разрывает шаблоны и сбивает с толку
 Пафосная стилизация архаических ценностей пронизывает образы «Вигеланд-парка». «Колесо жизни» (средневековая аллегория «преходящей славы людской») в интерпретации Вигеланда возвращает к архаической формуле звериных «терзаний», взаимному пожиранию — языческому образу безличной витальности.(М.Иванов Нагое и укрытое тело в искусстве Европы)
Как я уже отмечала, темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т. д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции сложными для восприятия.
“This park is open all the time, there is no entrance fee and just amazing in #Oslo! More than 200 sculptures which represent the different phrases, stages of life." #Norway  #RouteWhisperer 📍 Vigeland Park

Gustav Vigeland, Vigeland Park Oslo  Noorwegen

The Vigeland Park and Museum (3:47 min) from The Vigeland Museum on Vimeo.

Нагота

Как и у Климта, как и во многих решениях модерна, нагие тела ансамбля Вигеланда натуралистичны. Это касается и брутальных каменных и детализированных бронзовых фигур. Их «первичное» животное обнажение заявляет свободу от навязанных табу цивилизации. Спортивные тела мужских и женских особей, крепыши-младенцы Вигеланда демонстрируют лишь готовность к воспроизводству и агрессию в борьбе за выживание.

Эта стерильная безликость героических образов мужчин и крепких женщин нравилась нацистам, оккупировавшим Норвегию в 1940 г. Между прочим, художественный критик газеты Verdens Gang ПолА Гоген (сын Поля Гогена) в своей статье 1945 года заявил, что парк скульптур Вигеланда (тогда еще не законченный)  проникнут нацистской ментальностью, культом силы, «истинно нордическим духом».

Это утверждение объясняется тем, что в искусстве Третьего рейха обнажённая натура была возведена в культ. Правда это был самый неудачный опыт переосмысления классических «ню» – изысканные позы и «мещанская идеальность» были бесконечно далеки от раскованной чувственности Средиземноморья и мощной нордической энергии.

Современные исследователи признают, что творчество Вигеланда свободно от идеологии.

Vigeland Sculpture Park,Oslo,Norway
Vigeland Sculpture Park, Oslo
Vigeland Park Oslo Norway
Vigeland Sculpture Park - Oslo, Norway
Frogner Park in Oslo.

Похожее изображение

Не составляет секрета, что на раннем этапе творчества Вигеланд находился под определенным влиянием Огюста Родена. Известно, что Вигеланд посетил мастерскую Родена во время своего пребывания в Париже, но с самим Роденом так и не встретился. Его работы раннего периода характеризуются экспрессией, в них ощутима внутренняя сила и борьба. Поворот в стилистике Вигеланда происходит незадолго до начала Первой мировой войны. Он по-прежнему ощущает влияние великого француза, но его скульптуры приобретают более обобщенные формы, в них ощущается меньше экспрессии. В какой-то мере они начинают напоминать работы Аристида Майоля с характерным для этого мастера синтетизмом. Новый стиль Вигеланда явственно ощутим в работах, стоящих на мосту в парке, а также в окружающих стелу-монолит скульптурах. Стоит, однако, подчеркнуть, что все это тем не менее не свидетельствует о решительном изменении стиля: к примеру, окружающие фонтан скульптуры воспринимаются прежде всего как выражение личного, внутреннего чувства и стилистически отсылают разве что назад – к Родену.

Vigeland Park - O que fazer em Oslo
Oslo, Norway

Дракон

004

В скульптурных композициях парка можно встретить фигуру дракона.

До 1902 года Вигеланд был занят восстановлением Собора Нидарос в Трондхейме, погружение в мир средневекового искусства повлияло на творчество скульптора, дракон стал частой темой как символ греха, но также и как сила природы, борющаяся против человека.

Вигеланд был символистом, уже только поэтому идея ансамбля не может быть однозначно дружелюбной и милой. Темы греха, смерти, ночи – это главные точки напряжения в искусстве символистов конца 19 – начала 20 вв. Через эту призму рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной.
Gustav Vigeland in his studio. Oslo, Norway

 

 


https://www.tg-m.ru/

The Vigeland Museum from Visit Oslo on Vimeo.

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА

Человек, который привлёк столько внимания в моём блоге, был крайне противоречивой личностью с вулканической творческой энергией. Мелочность и расчетливость сочетались в нем с гордостью и великодушием.Его практичность несомненна, благодаря этому качеству Вигеланда мы располагаем сегодня и прекрасным музеем, представляющим его творчество, и великолепным парком.

Он плохо сходился с людьми и никогда не приходил на свои выставки и церемонии открытия памятников. Часто уединялся и впадал в депрессию.Характер у Вигеланна был вспыльчивый, и не все его выдерживалиХодили слухи, что в пылу спора Вигеланн швырнул в Мунка его же бюстом. Бюст был уничтожен, а новый портрет Мунка Вигеланн так никогда и не сделал.

Наследие Вигеланда весьма обширно.

Он оставил более 1000 рисунков, 420 гравюр, множество дизайнерских проектов для предметов интерьера,около 1600 скульптур. Отдельную группу его произведений составляют эротические мотивы, драматически интерепретирующие, сексуальность человека, с оттенками отчаяния и безысходности.
В 1905 году когда Норвегия стала независимым государством от Швеции, Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать большие комиссионные от статуй и бюстов, прославляющих известных соотечественников, таких как Генрик Ибсен и Нильс Хенрик Абель.
Но главная работа его жизни – парк обнажённых скульптур.Эти скульптуры вызывали огромные споры еще при жизни автора — и продолжают вызывать сегодня. В середине XX века исследователь Кэмпбелл Крокетт отметил: «Норвежцы продолжают спорить и расходиться в своих оценках Вигеланда, но это, скорее, больше говорит о норвежцах, чем о Вигеланде».

В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов — неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.
____
Один из братьев Густава Вигеланда Эммануэль Вигеланн (1875-1948) – также известный норвежский художник, прославившийся своими витражами и фресками, но оставшийся в тени своего брата. После выставки в 1902 году Эмануэля раскритиковали за то, что он много заимствовал мотивов из искусства своего брата, что привело к разрыву между братьями.

 

 

 

 

 

поделиться