File:Gustave Caillebotte - Jour de pluie à Paris.jpg
«Дождливый день в Батиньольском квартале» (1877) — классическая зарисовка османизированного Парижа.
Кайботт, Гюстав (1848–1894) Парижская улица в дождливую погоду 1877 / 
«Rue de Paris, temps de pluie»

Османизация Парижа

Османизация (фр. travaux haussmanniens) — градостроительные работы, проводившиеся в период Второй империи (третья четверть XIX века) по поручению Наполеона III под руководством барона Османа (префекта департамента Сена) и во многом определившие современный облик Парижа.
Перепланировка города не только привела к улучшению инфраструктуры столицы Франции, но и породила множество подражаний в других городах мира (напр., американское движение City Beautiful), а также популяризовала тип фланёра — горожанина, извлекающего эстетическое удовольствие из прогулок по городу.


ФЛАНЁРСТВО

ploschad-soglasiya+.jpg (750×496)

Эдгар Дега Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия) 1876 ?

Фланёр (фр. flâneur, «гуляющий») — городской тип, впервые отмеченый в Париже середины XIX века (также boulevardier). Фланирование означало гуляние по бульварам, с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни.

Во французских текстах появление слова фланёр датируется XVI—XVII веками. Первые попытки уточнить его значение были даны в первой половине XIX века. Сент-Бёв писал, что фланирование есть «нечто прямо противоположное безделью», а Бальзак описывает фланёрство как «гастрономию для глаз».
Первый гимн русским фланёрам пропел Гоголь в знаменитом вступлении к повести «Невский проспект» (1834) Фланёрством заняты и многие герои раннего Достоевского, который в 1846 г. собирался издавать альманах «Зубоскал», где повествование должен был вести «единственный фланер, уродившийся на петербургской почве»
В 1840 г. Эдгар По написал рассказ о преследовании одним человеком другого по переполненным людьми улицам Лондона («Человек толпы», 1840). Под влиянием По к разбору феномена фланирования обратился в статье «Художник современной жизни» (1863) Шарль Бодлер:
Толпа — его стихия, так же как воздух — стихия птиц, а вода — стихия рыб. Его страсть и призвание в том, чтобы слиться с толпой. Бескорыстно любознательный человек, ненасытный наблюдатель испытывает огромное наслаждение, смешиваясь и сживаясь с людской массой, с ее суетой, движением, летучей изменчивостью и бесконечностью. Жить вне дома и при этом чувствовать себя дома повсюду, видеть мир, быть в самой его гуще и остаться от него скрытым — вот некоторые из радостей этих независимых, страстных и самобытных натур, которые наш язык бессилен исчерпывающе описать. Наблюдатель — это принц, повсюду сохраняющий инкогнито. Поклонник жизни делает весь мир своей семьей. Тот, кто движим любовью к жизни мира, проникает в толпу, словно в исполинскую электрическую батарею. Он подобен зеркалу, такому же огромному, как сама эта толпа; он подобен наделенному сознанием калейдоскопу, в каждом узоре которого отражается многообразие жизни и изменчивая красота всех ее элементов.
Анализируя текст Бодлера, Вальтер Беньямин определяет фланера как гуляющего горожанина, заинтригованного драмами городской жизни, ценителя её тайн и удовольствий. Понятие несёт в себе богатый ассоциативный ряд: это и человек, пытающийся получить удовольствие, и бездельник, и городской эксперт, и просто ценитель уличной жизни. Виктор Фурнель в своей книге «Что каждый видит на улицах Парижа» (1867) посвятил искусству фланирования целую главу. Для Фурнеля это не праздное препровождение времени, а способ постижения городской панорамы во всём её непостижимом разнообразии, своего рода сменяющаяся фотография городского опыта (un daguerréotype mobile et passioné). Постепенно образ, рождённый в литературе, начинает трансформироваться в символическую фигуру горожанина, становящуюся предметом исследования урбанистики, начинает пониматься как явление модерна.

Избранный в 1848 году президентом Французской республики, Луи-Наполеон Бонапарт через два года совершил государственный переворот и провозгласил себя императором Наполеоном III. Вскоре он побывал в Лондоне — финансовой столице мира тех времён, — где промышленная революция произошла несколько раньше, в XVII веке, и который обладал системой канализации и большими общественными парками, сооружёнными после Великого лондонского пожара 1666 года. После этой поездки император задумал превратить французскую столицу в современный город, отвечающий быстрым темпам развития населения и промышленности. Сам Наполеон III интересовался архитектурой и его часто можно было застать работающим над чертежами новых улиц Парижа.
В планы императора входили не только улучшение транспортного сообщения, системы здравоохранения Парижа и улучшение жилищных условий низшего класса, но и повышение своего авторитета среди парижан. Помимо этого широкие, хорошо обозреваемые авеню облегчали проведение военных парадов и усложняли перекрытие улиц баррикадами в случае очередной революции.
Для осуществления задуманного проекта Наполеон III в 1853 году назначил префектом департамента Сена барона Жоржа Эжена Османа, известного своей последовательностью и строгостью.

Министр внутренних дел герцог Персиньи, представивший Османа Наполеону, заведовал финансовыми делами проекта, с помощью братьев Перье. Инженер Жан-Шарль Альфан совместно с садовником Барийе-Дешаном занимались обустройством парков и садов. Также над проектом работали другие архитекторы: Габриэль Давью над театрами на площади Шатле, Теодор Баллю над зданием мэрии, Виктор Бальтар над крытыми рынками в квартале Ле-Аль и Жак Хитторф над строительством Северного вокзала.

Бульвары и авеню

Для обеспечения движения транспорта Осман проложил широкие проспекты сквозь существующие кварталы. На месте запутанных узких улочек возникла геометрическая сеть широких, прямых и светлых авеню и бульваров. Ширина бульваров доходила до 30 м, что было удивительно для парижан.
С 1854 по 1858 год Наполеон III обладал наибольшей властью, чем не преминул воспользоваться Осман для «расчистки» центральной части Парижа: часть узких переулков и тупиков исчезли с карты города. С севера на юг протянулась сквозь город практически прямая ось от Севастопольского бульвара до бульвара Сан-Мишель. Рядом с Шатле северо-южную линию пересекает одна из длиннейших улиц Парижа — улица Риволи, продлённая Османом до улицы Сен-Антуан. Также были построены бульвары в западном и восточном направлениях. Вдоль проспектов были высажены каштаны, подчёркивающие симметричность обновлённого города.
Барон Осман продолжил работу над Большими бульварами, созданными во время правления Людовика XIV. Он не только расширил их, но и построил несколько новых осей, как например, бульвар Ришар-Ленуар и бульвар Осман.
Площадь Звезды приняла при бароне Османе свой окончательный вид — от неё лучами расходятся 12 проспектов, названных в честь маршалов Франции или в честь побед, одержанных французскими войсками.

Остров Сите

Старейшая часть Парижа, остров Сите, была практически полностью перекроена Османом. Были снесены все постройки между королевским дворцом (ныне комплекс Консьержери и Дворца правосудия) и собором Парижской Богоматери, а на их месте сооружены здания префектуры полиции и коммерческого трибунала. Старое здание госпиталя Отель-Дьё, ранее располагавшееся частично на острове и частично на левом берегу, было снесено и заменено на более вместительное (площадью 3 га) несколькими метрами дальше. Между новыми зданиями были проложены три прямые улицы, переходящие в мосты, соединяющие остров с обоими берегами Парижа.

Отель-Дьё  (фр. Hôtel-Dieu de Paris — «Парижский Божий приют»)

File:Paris-cite-haussmann.jpg

Проект Османа: синим обозначены здания, голубым — общественные площади, красным — улицы

Парки и сады

Вдохновлённый красотой и многообразием лондонских парков, Наполеон III нанял инженера и архитектора Жана Шарля Альфана для сооружения зелёных насаждений в Париже. На западной и восточной границах Парижа были созданы «лёгкие» города — соответственно Булонский и Венсенский лес. В черте города расположились парки Бют-Шомон, Монсо и Монсури. Также в каждом квартале были разбиты скверы, а вдоль авеню высажены деревья.

Вид на ротонду и искусственный грот острова Рейина озере Домениль

Венсенский лес фр. Bois de Vincennes
Вид на ротонду и искусственный грот острова Рейина озере Домениль

Вид на парк Бют-Шомон

Вид на парк Бют-Шомон

на основе википедии 

 

 

поделиться