Вообще-то я изучала старинные эмблематы  и неожиданно наткнулась на гравюры 18 века с изображением иллюминации по случаю различных праздников, в том числе Нового года в России.

Так что с Новым годом вас по старому стилю))

1740. Фейерверк и иллюминация на Новый 1740 год.

1740. Фейерверк и иллюминация на Новый 1740 год.

«Иллуминация представляет приятной и на разные цветники разделенной сад, в средине котораго является высокое Кедровое дерево. На обоих концах сада стоят статуи двух Гениусов, из которых один держит щит, на котором под вензловым именем блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго виден Год вступления на престол Его Величества. Стоящий по другую сторону Гениус держит такожде щит, на котором под вензловым же именем Ея Императорскаго Величества, нашей всемилостивейшей Государ

1744 г. Гравюра резцом, с подписью внизу: «Изображение фейэрверка / которой при великолепном / в Москве / мирном торжестве / пред ИМПЕРАТОРСКИМ домом зажжен был / 1744 года

Световые шоу, которыми мы сейчас любуемся на фасадах средневековых соборов, в эпоху барокко и рококо были не менее эффектными. Но взрывоопасными))

«В России порохом дорожат не более, чем песком», — удивлялись иностранцы роскоши русских фейерверков. Среди зрелищ XVIII века фейерверки и иллюминации — едва ли не самые распространенные и, бесспорно, самые массовые. Тут дело не только в пиротехнических составах – это был настоящий синтез искусств, включающий портретную и театральную живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку.

Сейчас трудно представить себе многообразные рисунки всех цветов, движущиеся в разных направлениях фигуры, вырастающие на глазах деревья, спускающихся с небес гениев, мчащиеся по воздуху колесницы, храмы и т. д. Но вот гравюры как раз это многообразие и показывают.

Храмы, беседки, гроты, аллегорические композиции – макеты, по которым были пущены шнуры с пиротехническим составом.

В декорацию включалась также скульптура. Полые фигуры уток, водяных коней, дельфинов, склеенные из холста и бумаги, плавали, двигались по воде, крутились с помощью ракет-квакеров. На балюстраде помещались фигуры античных богов- и героев, вырезанные из дерева и «пристойною краскою, златом и серебром» расписанные. Место для осуществления огненного зрелища должно было быть окружено свободным пространством, желательно водным во избежание пожара. Это обеспечивало также возможность широкого обозрения действия.

Названия и описания очень мне нравятся:

1748 г., 1 января. Изображение фейэрверка и иллуминации которыя в новый 1748 год пред зимним Ея Императорскаго Величества домом представлены были. 

 «Иллуминация представляет приятной и на разные цветники разделенной сад, в средине котораго является высокое Кедровое дерево. На обоих концах сада стоят статуи двух Гениусов, из которых один держит щит, на котором под вензловым именем блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго виден Год вступления на престол Его Величества. Стоящий по другую сторону Гениус держит такожде щит, на котором под вензловым же именем Ея Императорскаго Величества, нашей всемилостивейшей Государыни, изображен Год, в котором Ея Величество на Императорский свой престол вступить изволила. Вверху над Кедровым деревом написано: occulto velut arbo rаеѵо, то есть: не чувствительно возростает. — Фейэрверк состоит из трех планов, на которых изображенныя фигуры обстоятельнее изъясняют знаменование иллуминации, и чинимое в сей день рассуждение на оное обращают».

«Средней главной план представляет Монумент, на котором лежат два щита, один с вензловым именем ея императорскаго величества, а другой с государственным Гербом, пальмовыми ветвями связанные. На облаках является знак Божия Провидения, а именно Земной шар, подле котораго лежит Кормило, а на оном Рог изобилия, из котораго лавровой венец, содержащей число сего новаго года, на щиты упадает. На одном боковом плане изображен горящий Олтарь, над которым из облаков сияние происходит с надписью: damnamur votes , то есть: молитвы услышаны. — Другой боковой план представляет изрядной и на подобие трофея сооруженной Монумент, которой из пальмовых ветвей, лавровых венков, масличных ветвей, хлебных класов, фруктов, рогов изобилия и из меркуриевых жезлов состоит, с надписью: magnorum operum fructus, то есть: плоды великих дел».

1748 г., 1 января. Изображение фейэрверка и иллуминации которыя в новый 1748 год пред зимним Ея Императорскаго Величества домом представлены были.

Большим любителем огненных забав был царь наш Пётр.

— при его прямом содействии изобретались цветные огни: голубые и зеленые. Еще многие из здравствовавших бояр могли вспомнить, какое жуткое впечатление произвел первый фейерверк, устроенный Нарышкиным во времена Алексея Михайловича: все перепугались насмерть. Поэтому Петру I пришлось приучать своих подданных к огненным забавам постепенно, начиная, например, с таких невинных шалостей, как сожжение дворца в Преображенском в 1723 году.


Современники уделяли большое внимание «огненным представлениям». Они остались не только в памяти зрителей, но также в рисунках, гравюрах, описаниях, в которых излагается сюжет, давалось толкование аллегорическим фигурам и символам, а также переводились с латинского на русский, французский или немецкий языки использовавшиеся девизы. В начале XVIII века издавались специальные пособия, содержавшие изображения эмблем, символов, аллегорий. Среди них была особенно распространена книга под названием «Символы и эмблемата», изданная по распоряжению Петра дважды: в 1705 и 1719 годах.

С начала XVII века для получения огненно-световых эффектов в фейерверочных зрелищах (как церковных, так и светских) использовались пиротехнические составы — зажигательные дымные ядра, «зажигательные» и «нарядные» стрелы, изготовлявшиеся на специальных заводах — «зелейных мельницах».

https://sazikov.livejournal.com/78567.html

http://ec-dejavu.ru/f/Fireworks.html

Новый год, 18 век, праздники, гравюра

 

поделиться