Мильфлёр — приём в декорировании поверхностей. Настолько очаровательный, что я, как истинная цветочница и пленница красоты, не могу не говорить о нём.

Tapestry of Court life - the promenade - at Cluny museum       1500 (approx) - Tapestry of Court life - the promenade - at Cluny museum     1500 (approx) - Tapestry of the harvest: grape pressing - Cluny museum     1500 (approx) - Tapestry of the scenes of Court: gentlewoman embroidering - Cluny museum:

Мильфлёры
Мильфлёры ( от фр. мille– тысяча и fleurs – цветы ) тип французских шпалер 15 – 16 вв., в которых изображения фигур располагались на темном фоне, усеянном множеством мелких цаетов, причём цветочный фон трактовался орнаментально. Мильфлёры – характерный пример искусства стиля интернациональной готики. О происхождении ковров – мильфлёров существует привлекательная версия. В сельской Франции во время католического праздника Теля Господня улиц, по которым двигалась страстная процессия, украшались занавесками с наколотыми на них живыми цветами. Этот декор и был перенесён средневековыми ткачами на шпалеры. Позднее мелкий цветочный орнамент получил широкое распространение во всех видах декоративного искусства и народного творчества.

Самый ранний из известных ковров- мильфлёров был выткан в 1402 г. в городе Аррасе ( Arras), где, вероятно, существовала крупная мастерская под покровительством герцогов Бургундских. Отсюда второе название этого
типа изделий – «ковры Арраса».
Другим центром производства французских мильфлёров был г. Турне

К мильфлерам можно отнести состоящую из пяти шпалер уникальную серию «Аллегория чувств» (начало 16 века), которая находится в настоящее время в Музее Клюни во Франции.
Музею Клюни принадлежит уникальная по своей сохранности коллекция античных и средневековых тканей. До конца романской эпохи Западная Европа производила только простую ткань, а потому византийские шелка и
восточный текстиль пользовались большим спросом. Торговля этими товарами была важной частью средневековой экономики. С XIII века европейский рынок постепенно заполняют изделия из драгоценных тканей местного производства.

Особое место среди них занимают гобелены. В средневековой Европе они использовались не только для
украшения замков и храмов, но и для сохранения в них тепла. Гобелены прикрывали холодные шершавые каменные стены. Обычно на них изображались нравственные, исторические и библейские сцены. Стоимость исходных материалов и сложность художественного замысла ковров свидетельствовали об уровне доходов заказчика. Изображение на готических гобеленах обычно плоскостное, угловатое, сдержанное по цветовой гамме.

Все гобелены музея Клюни выполнены чрезвычайно изящно, но, только попав в зал № 13, понимаешь, что такое настоящий шедевр. Кстати, сам зал в форме ротонды был специально сооружен для демонстрации этого самого
знаменитого экспоната — серии ковров «Дама с единорогом» (конец XV века, юг Нидерландов).

The Lady and the Unicorn (French: La Dame à la licorne) also called the Tapestry Cycle is the title of a series of six Flemish tapestries depicting the senses. They are estimated to have been woven in the late 15th century in the style of mille-fleurs. Approx 377 x 466 cm
La Dame à la licorne | Musée de Cluny  Réunion des musées nationaux 

Они представляют собой замечательный образец стиля «мильфлер» («тысячи цветов»), в котором фон понимается как декоративная плоскость, плотно заполненная изображениями цветов и
зверушек. В данном случае главными героями из числа представителей животного мира оказываются лев и единорог. В искусстве Средних веков и Ренессанса единорога было принято изображать как белое животное, напоминающее коня с винтообразным рогом во лбу. По утверждению средневековых источников, заслуживающих всяческого доверия, единорог отличался неукротимым нравом. Животное яростно боролось при малейшей попытке поймать его, но девственница могла приручить единорога одним прикосновением руки.

Поэтому единорог символизировал целомудрие и чистоту. В христианском искусстве он иногда выступает в качестве атрибута Девы Марии. Что касается льва, то этому зверю приписывались многие значения. Согласно
бестиариям (средневековым сборникам статей о реальных и фантастических животных) детеныши льва рождались мертвыми, и только через три дня отец возвращал их к жизни своим дыханием. Поэтому в Средние века лев символизировал Воскресение. Сочетание льва с единорогом, таким образом, может трактоваться как символ спасения, дарованного праведницам.

Алексей Лебедев, доктор искусствоведения
  Дама с единорогом. Вкус. Фрагмент
File:The Lady and the unicorn Hearing.jpg
Дама с единорогом. Слух.
  Дама с единорогом. Обоняние. Фрагмент 
File:The Lady and the unicorn Touch.jpg
Дама с единорогом. Осязание

Первые пять гобеленов серии посвящены аллегориям чувств — «Зрение» (Дама с единорогом, смотрящим в зеркало), «Слух» (Дама слушает музыку), «Вкус» (Дама пробует сладости), «Обоняние» (Дама вдыхает аромат цветов) и «Осязание» (Дама касается рога единорога). Последний гобелен называется «Моему единственному желанию». На нем изображена Дама, которая заключает все свои чувства в ларец, чтобы, освободившись от них, целиком посвятить себя Богу — ее «единственному желанию».
Очарование мильфлёра:
Она укрыта в тайны флер!
Из розовых и нежных мальв ей
Из лепестков шьют платья альвы.
Страна её — с картин мильфлер!

Лишь только взглянет – расцветёт
Цветок уже совсем завядший.
Склонится над звездою падшей –
Воскреснет, в небеса взойдёт.

творчество в интеренете

Кроме Франции, шпалеры в такой технике также изготовлялись в Нидерландах.

Шпалеры мильфлер часто использовались в качестве занавесей как элемент рыцарского театра или декорации к различным городским празднествам. Размеры их зависели от помещения, для которого они предназначались.
Сюжеты их были весьма разнообразны, а серия шпалер представляла связное повествование. В соборах размещали шпалеры-мильфлер с библейскими сюжетами
фламандский гобелен

Существует серия из семи гобеленов «Охота на единорога».

Охота Единорога -серия из семи гобеленов, датирующихся 1495-1505. Гобелены, часто называемые Гобелены Единорога, показывать группу дворян и охотников в преследовании единорога. Большая часть истории гобеленов обсуждена и есть много теорий об их оригинальной цели и значении, включая предположение, что эти семь гобеленов не были первоначально вывешены. Однако кажется вероятным, что они были предназначены для празднования брака Анны Британской (Anne of Brittany) с французским королём Карлом VIII ( перевод из Викимедии)

Tapestry:
unicorn_in_captivity_450_20121.jpg (450×650):
Пленённый единорог. Шпалера. Южные Нидерланды. Около 1500 г. Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
А вот пример использования этого приёма в гобелене позднего времени. Гобелены Уильяма Морриса
William Morris, The Forest:
William Morris, The Forest
Очарование мильфлёра:
MORRIS & CO. ANGELI LAUDANTES ( England 1898 )
В современном искусстве традиции мильфлёра активно используются в живописи художников романтического направления, или работающих в жанре fantasy. Чудесным образом мильфлёр воспроизводится в картинах моего
любимца Джеймса Кристенсена ( американский художник и иллюстратор):
Очарование мильфлёра:
Фрагменты французских и фламандских гобеленов

- UltraFiolet:
- UltraFiolet:
MASTER OF ANNE OF BRITTANY | Lady and the Unicorn. | c. 1489-1495 | French | Renaissance (Northern)
Очарование мильфлёра:
FRENCH or FLEMISH | Millefleur Tapestry. Detail of Partridge. | c. 1500 | French or Flemish | | France or Flanders.
- UltraFiolet:
Lady with the Unicorn tapestry. Touch (?). Lady & her attendant in a pavilion. | c.1500 | French |
Очарование мильфлёра:
Tapestry of a man with wine carrier & woman with fruit. Detail. | c.1500 | French
- UltraFiolet:
Lady with the Unicorn. Detail of Monkey from ‘Touch’. | c. 1500 | French | | France.
- UltraFiolet:
Shepherd & Shepherdess Making Music. | c. 1500-1530 | Dutch | Gothic | | Southern Netherlands
- UltraFiolet:
Pastoral Scene. Detail of Flowers. | 1500-1525 | Flemish
Очарование мильфлёра:
Manorial Life: Detail of Fox. | 1500-1550 | Netherlandish | Wool and linen | South Netherlands
La tenture de la Vie Seigneuriale: Scènes galantes. Paris, musée de Cluny - musée national du Moyen-Age:
La tenture de la Vie Seigneuriale: Scènes galantes. Paris, musée de Cluny — musée national du Moyen-Age

поделиться