ГАРМОНИЯ СФЕР (музыка сфер) — представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет, солнца, луны и их сфер, о музыкально-математической архитектонике космоса. (Поскольку гипотеза о космических ‘сферах’ была разработана позднее, Платон рассуждал о соответствующих ‘кругах’, Аристотель — о звучании самих светил.) В античной традиции первыми начали уподоблять Вселенную ‘Гармонии и Числу’ представители пифагореизма. Сам Пифагор (по более поздним реконструкциям) предполагал наличие лишь трех уровней: звезд с планетами, луны, солнца — сопряженных, соответственно, с интервалами ‘целого’, ‘кварты’ и ‘октавы’. Считалось, что гармонию сфер — музыку врачующую душу и порождающую состояние катарсиса, — был в состоянии различать лишь сам Пифагор, однако отрешение от суеты и вслушивание в гармонию сфер выступало главной целью пифагорейского искуса молчанием, пятилетний срок которого входил в качестве необходимого элемента в первый этап пифагорейского ученичества (акусмата).

Идея гармонии сфер у пифагорейцев обладала предельно высокой эсхатологической, этической и эстетической нагруженностью, ибо игра на земной лире, являющей собой аналог небесной, выступала у них как предварительная процедура возврата на ‘астральную первоотчизну’, как постижение созвучия и соразмерности гармоний души и космоса. Аристотель, в изложении которого известны соответствующие мыслители пифагорейцев, полагал, что звучание, издаваемое светилами при круговом движении, образует гармонию потому, что их скорости, измеренные по расстояниям, соотносимы аналогично тонам консонирующих интервалов. Образ ‘гармонии сфер’, перспективно протранслированный в будущее творчеством неопифагорейцев и неоплатоников, доминировал в течение длительного времени не только в астрономии (Кеплер), но и в эстетике и искусстве Европы средневековья и Нового времени (Гете, немецкие романтики, Шекспир и др.).

– это энциклопедическая справка


Оказывается и названия нот космического просхождения! я не знала.

Названия нот были изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо Do – Dominus – Господь; Re – rerum – материя; Mi – miraculum – чудо; Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система; Sol – solis – Солнце; La – lactea via – Млечный путь; Si – siderae – небеса.


 :

Но я хочу показать одну очень необычную картину, которую написал один нидерландский художник 15 века .
Он был очень молод, не дожил и до тридцати и о нём мало что известно. Это Гертген тот Синт Янс (Geertgen tot Sint Jans), что означает   «Маленький Герард от святого Иоанна».  Даже не имя. Прозвище, образованное  от названия гарлемского монастыря святого Иоанна (Sint Jans) , в котором он обитал некоторое время.

Перед нами прекрасное видение трогательной  Мадонны, в лучах солнца, стоящей на луне, попирающей дракона, с бойким малышом на руках, который энергично потряхивает бубенчиками. Мадонну и младенца окружает несколько небесных сфер, заполненными сонмами ангелов и у каждой сферы своё назначение.

Последняя, обволакивающаяя центр мерцающим сумраком – это  МУЗЫКА.

Музицирующие ангелы заполняют этот играющий монохромными оттенками сумрак, но, хотя здесь изображены все известные на то время музыкальные инструменты, это, разумеется,  не оркестр. Специалисты указывают, что художник изображает одновременно играющими инструменты, которые никогда вместе не используются. Честно, я не знаю, какие именно, но их здесь изображено очень много : лютни, виолы, арфа, трубы, барабаны, колокольчики, рожки, волынка, клавишные, орган. И среди этого звучащего окружения единственный ангел, не отводящий от Иисуса взора, отвечает ему в такт потряхиванием точно таких же бубенчиков, которыми играет младенец Христос. Я улыбаюсь, глядя на этого подвижного, энергичного ребёнка с очень сосредоточенным взглядом – потому что понимаю, – хоть он и малыш,но знает, что делает)))  Он – дирижёр мира.Причем, и руками, и ногами дирижирует! Как это трогательно, ей богу.

Картина ясно выражает тезисы Фомы Аквинского, согласно которым Иисус создал гармонию сфер.

Virgin and Child .1480s.Oil on panel, 27 x 21 cm
Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam

 :  :

 :

 :

 :

 :

 :

 :

Ниже цитата из записей моей знакомой по львовскому музею ( светлая память) Людмилы lucinema studio

Иисус Христос руководит огромным оркестром ангелов, которые как сиянием окружают фигуру Богоматери, заключая ее в три ореола. Ангелы первого, самого светлого круга, скорее не играют на музыкальных инструментах, а танцуют.
Во втором ореоле, более темном, представлены атрибуты Славы и Мук Иисуса Христа.
В верхней части образа можно заметить три таблички со словами «Sanctus», далее по кругу ангелы держат: – крест;– колонну; – терновый венец и  – молоток и гвозди.
Ангелы третьего, внешнего круга играют на всевозможных музыкальных инструментах: виолах, лютнях, колокольчиках, трубах и многих других.
Да, Деву с младенцем окружает не только сияние света, но и музыка.

поделиться
error