Как композитор Возрождения в точности повторил в музыке пропорции одного из самых знаменитых храмов

Мотет, написанный в честь купола | Arzamas:

Композиторы Гийом Дюфаи (слева) и Жиль Беншуа

26 марта 1436 года по случаю освящения нового флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре  состоялось торжественное богослужение, в котором участвовали папский хор и несколько групп инструментов. Музыку для грандиозного праздника написал выдающийся органист Антонио Скуарчалупи.

В хоре находился в то время еще известный просто как певчий один из главных композиторов XV века — франко-фламандец Гийом Дюфаи. Специально к богослужению он сочинил мотет   «Nuper rosarum flores».

Этот мотет — пример изоритмической композиции  . Музыковеды сходятся во мнении, что пропорциональная структура этого песнопения — 6:4:2:3 — точно копирует пропорции купола Санта-Мария-дель-Фьоре и перекликается с размерами храма Соломона, описанными в Книге Царств как 60 × 40 × 20 × 30 локтей .

Мотет, написанный в честь купола | Arzamas:

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Фотография второй половины XIX века

Поскольку собор задумывался как пространство, способное вместить в себя все тогдашнее население города (90 тысяч человек), по сути он представлял собой огромную площадь с куполом. Собственно, купол и был возведен знаменитым зодчим Филиппо Брунеллески в 1436 году спустя 140 лет после начала строительства, и во время освящения фасад храма все еще не был закончен.

В мотете, воспевающем Деву Марию и начинающемся словами «Цвет роз, дар Божьего наместника…», Дюфаи также упомянул земные свойства строения, назвав его «величественным», «могучим сооружением» и «чудом искусства».

http://arzamas.academy/