Медитация осознанности
Медитация осознанности может быть эффективным средством болеутоления
Очередное исследование Фаделя Зейдана на тему влияния медитации осознанности на боль опубликовал американский Journal of Neuroscience, и если предыдущее было посвящено общей эффективности медитации как средства болеутоления, в этот раз рассматривался вопрос о том, происходит ли болеутоление с помощью тех же механизмов, что и при употреблении опиоидов. Обзор, составленный обозревателем Forbes Элис Уолтон, переведен на русский для ФКИ.

Боли, в особенности хронического типа, подвержено множество миллионов людей по всей планете, и это ведущая причина психологической и экономической нагрузки. Часть проблемы состоит в том, что у боли множество причин и нет по-настоящему удачного способа устранения, поскольку фармацевтические средства часто либо неэффективны, либо эффективны, но вызывают зависимость. Это привело к некоторым серьезным социальным проблемам, не последняя из которых — героиновый кризис, сказавшийся на каждом социоэкономическом классе и частично проистекающий из кризиса рецептурных препаратов. Новоеисследование в Journal of Neuroscience, однако, выяснило, что подготовка в медитации может устранить потребность в медикаментах — или, по крайней мере, серьезно ее снизить. Интересным образом, при этом совершенно не используется опиоидный нейронный путь. Хотя этот подход, может быть, и не позволит справиться с болью каждого человека (в особенно в более мощных формах), его по крайней мере можно использовать как поддерживающий при лечении хронической боли и для уменьшения потребности в медикаментах.
Чтобы проверить, использует ли влияние медитации на боль опиоидный нейронный путь, команда использовала для блокировки опиоидных рецепторов медикамент под названием налоксон. Налоксон — это медикамент, выдаваемый людям, у которых есть риск передозировки опиоидов, включая героин, потому что он способен блокировать опиоидные рецепторы, не вызывая других эффектов наркотика. В описываемом исследовании команда задействовала 78 человек, ни у одного из которых не было хронической боли. Их разделили на 4 группы: (1) получавшие подготовку в медитации плюс налоксон; (2) контрольная группа без медитации, получавшая налоксон (2); получавшие подготовку в медитации плюс плацебо (физраствор), и (4) контрольная группа без медитации, получавшая плацебо.
Тех, кто входили в группы с медитацией, обучили типичной медитации осознанности; им объяснили, что это когнитивная практика, а не духовная. Участников учили сосредотачивать свое внимание на дыхании, а при возникновении отвлекающих мыслей или чувств просто отмечать их, не вынося суждений, а затем возвращаться вниманием к дыханию. Участникам говорили, что воспринимаемые нами чувства и мысли преходящи, так что не нужно в них вникать или пытаться их интерпретировать — нужно просто их отметить и вернуться к точке сосредоточения, к дыханию. Участники на протяжении 4 дней посвящали медитации по 20 минут в день, и по ходу этих дней период, сопровождаемый инструкциями, сокращался, чтобы участники по ходу отведенного времени медитировали самостоятельно.
Затем исследователи подвергли кожу каждого из субъектов раздражению теплом (при температуре 49 градусов C), что, как выясняется, для большинства людей очень болезненно. Свою вызванную жаром боль люди должны были оценить на двух этапах: перед получением медикамента (или плацебо) и необходимостью помедитировать и после.
Люди, которые научились медитации, свидетельствовали о значительно меньшем уровне боли по сравнению с контрольными группами. В частности, люди в группе с медитацией и налоксоном свидетельствовали об ослаблении боли на 24% после медитации, а люди из группы с медитацией и физраствором — о ее ослаблении на 21%. С другой стороны, обе контрольные группы без медитации свидетельствовали об усилении боли от первого ко второму периоду применения жара.
Это означает, что медитация в своей способности ослаблять наше восприятие боли активирует какие-то нейронные пути, отличные от опиоидной системы.
«Это исследование дополняет растущее число свидетельств о том, что при ослаблении боли посредством медитации происходит нечто уникальное», отмечает автор исследования Фадель Зейдан. «Эти открытия особенно значимы для тех, у кого развилась резистентность к медикаментам на основе опиатов, и тех, кто ищет способы ослабления боли, не вызывающие зависимости».
Недавно опубликованный материал предполагает, что около 50 миллионов людей в США страдают от сильной или хронической боли, хотя по другим оценкам эта цифра доходит до 100 миллионов американцев. Средства от этой боли стоят более 600 миллиардов в год, сообщает Институт Медицины. В свете этих показателей результаты исследования кажутся особенно ободряющими.
Исследование, однако, было небольшим, и для того, чтобы лучше понятьнейронные пути, посредством которых медитация работает, потребуется дополнительная работа; тем не менее, это не первое исследование, показывающее, что медитация может быть ценным инструментом при работе с медицинской проблемой, от которой страдает огромное количество людей по всей планете.
«По меньшей мере, мы считаем, что медитация может использоваться в сочетании с другими традиционными медикаментозными видами терапии, чтобы усиливать болеутоление», отмечает Зейдан, «и не порождать связанных с зависимостью побочных эффектов и других последствий, которые могут быть вызваны медикаментами из группы опиатов». Время (и исследования) покажут, как именно медитация влияет на болевые реакции; меж тем, данное исследование, безусловно, указывает на невероятную способность мозга справляться с нашим собственным восприятием боли и ослаблять его. Безусловно, также возможно, что более длительный (по сравнению с кратким в данном исследовании) период подготовки может оказать еще больший эффект на то, как мы справляемся с болью.
Комментарии:
1 Comment Already
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
При лечении депрессии медитация способна конкурировать с медикаментами
Элис Уолтон из Forbes кратко обозревает мета-исследование, посвященное влиянию медитации на депрессию. Переведено на русский язык для ФКИ.
В списке видов пользы, которую, судя по всему, медитация приносит мозгу, лечение депрессии — последнее, что получило научные подтверждения. Новое обзорное исследование, опубликованное вчера во «Внутренней медицине: журнале американской медицинской ассоциации» (JAMA) выяснило, что в ослаблении симптомов депрессии медитация осознанности может конкурировать с антидепрессантами. Обзорное исследование примечательно по следующей причине: его авторы прошлись по тысячам выполненных ранее исследований медитации и выделили небольшое число проведенных на основе случайного отбора клинических испытаний (которые являются в науке золотым стандартом), чтобы использовать их в анализе. Медитация осознанности, может, и не исцеляет всего (как и показали исследования), однако в лечении депрессии, тревожности и боли эта практика может быть такой же эффективной, как медикаменты.
Команда, которую возглавлял доктор Мадхав Гоял (MD, MPH) из Больницы Джона Хопкинса, осуществила обзор почти 18 тысяч выполненных ранее исследований. В конечном итоге они выделили 47 основанных на случайном распределении людей по группам клинических исследований, в которых в общей сложности более 3500 участников должны были практиковать медитацию (осознанность или мантру) или же заниматься другим видом лечения, таким как физические упражнения.
Некоторые определяют осознанность как «уделение внимания нашим внутренним процессам (мыслям и/или телесным ощущениям) с любопытством, но без суждений».
«Многим кажется, что медитация — это сесть и ничего не делать», отмечает Гоял, «Но это не так. Медитация — это активная тренировка ума с целью усиления осознавания, а различные программы по медитации подступаются к этому с разных сторон».
В данном исследовании величина эффекта от медитации оказалась на умеренном уровне, в объеме 0.3.
Не было свидетельств о влиянии медитации на другие показатели, такие как внимание, позитивное настроение, использование веществ, привычки в потреблении пищи, сон и вес. Медитация на мантре, судя по всему, не показала того же эффекта, что медитация осознанности — но частично это может объясняться слишком малым для возможности сделать реальные выводы количеством исследований этой практики.
Тем не менее, результаты больше впечатляют, если помнить, что средняя величина эффекта от антидепрессантов — метода, к которому в США обращаются по умолчанию — также составляет 0.3; то есть при лечении депрессии (а лечение это печально известно низким процентом успешных случаев) величина эффекта от медитации, в соответствии с описываемым исследованием, довольно впечатляющая.
На вопрос о том, ободряют ли его эти результаты, Гоял отвечает мне: «Да, очень ободряют» — в частности, потому, что включенные в обзор исследования использовали очень краткий период подготовки — часто восемь недель или меньше — а по ходу более продолжительных периодов подготовки можно ожидать еще более внушительных результатов. «По сравнению с другими навыками, которые мы осваиваем,» говорит он, «объем подготовки, полученной участниками испытаний, был относительно скромным. Да, мы видим небольшую, но устойчивую пользу при работе с симптомами тревожности, депрессии и боли — так что интересно, можем ли мы увидеть более значительный эффект при наличии большей подготовки, практики и искусности».
Следующие исследования Гояла рассмотрят этот вопрос, а также то, влияет ли уровень познаний инструктора и продолжительность практики испытуемого на то, как медитация влияет на депрессию.
Одно очевидное преимущество медитации в том, что у нее нет побочных эффектов, которые сопровождают медикаментозное лечение.
«Для врачей и пациентов также актуально то, что медитация не приносит никаких известных значительных видов вреда и не сопровождается никакими известными побочными эффектами», говорит Гоял. «Медитацию также можно практиковать параллельно с другими, уже получаемыми видами лечения». Важно отметить, что психотерапия, или терапевтические беседы (в частности, когнитивно-бехивиоральная терапия, КБТ), как известно, как минимум столь же эффективна, как антидепрессанты (и оба средства максимально эффективны, когда их объединяют).
Хотя механизмы, посредством которых медитация влияет на депрессию, не вполне ясны, исследователи сделали несколько догадок. Осознанность может усиливать «регуляцию внимания, телесное осознавание, эмоциональную регуляцию и изменения в представлении о себе (т.е. децентрирование») — а все это может сказываться на депрессии. На чисто биологическом уровне, показали исследования с помощью МРТ, медитация связана с уменьшением активности в миндалевидном теле — области мозга, управляющей откликами на стресс — и уменьшению активности в «сети пассивного режима» (мозговой сети, которая «включена», когда ваш ум блуждает от мысли к мысли, что часто сопряжено с чувствами несчастья и стресса).
Свидетельства, показывающие, как медитация влияет на мозг, становятся все более и более убедительными.