Louis Comfort Tiffany, 1911 - Joaquín Sorolla

Портрет Тиффани работы Хоакина Сороллы

Louis Comfort Tiffany. Joaquín Sorolla. 1911; Spain

Родился в Нью-Йорке, в семье основателя ювелирной фирмы «Тиффани и Ко» — Чарльза Льюиса Тиффани. Выросший в роскоши и окружённый красивыми вещами, Луис Комфорт Тиффани решил посвятить себя искусству. Обучался живописи у Джорджа Иннесса и Сэмюэля Колмена в Нью-Йорке, и в Париже у Леона Байли. В 1876 году состоялась экспозиция работ Тиффани на Всемирной выставке в Филадельфии, а в 1877 году он стал одним из учредителей «Общества американских художников».
С начала 1880-х годов Тиффани переключился на дизайн стекла. Постоянно экспериментируя, дизайнер разработал новый вид стекла — «Фавриль». На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго работы Тиффани были восторженно приняты публикой. С середины 1880-х годов, основанная им дизайнерская фирма производила витражи на религиозные сюжеты по заказам церквей и храмов. Из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов витражей, компания стала производить абажуры. К концу ХIХ века эти изделия приобрели большую популярность и фирма заняла лидирующее положения на рынке.
Стиль «модерн», в котором работал дизайнер, в США и других странах называют также «тиффани», по имени Луиса Комфорта Тиффани.

Окно

Сохранился один из витражей, выполненный в 1878 г. для верхнего этажа его студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке. этилированное стекло

Магнолия и ирисы

Техника Тиффани
Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стёкол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашёл собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объёмные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую оплётку с медной фольгой.

Autumn Landscape

Окно, заказанное Loren D. Towle в 1023 г, для установки на лестничной площадке в ее огромном неоготическом особняке. В композиции не использована подрисовка, все цветовые эффекты достигнуты складками, вплавленными частичками стекла, стеклянными нитями, растяжками, другими техниками. Размер 11 на 8,6 фута. Metropolitan Museum of Art, New York.

Живопись

Louise Tiffany, ReadingLouise Tiffany, Reading. 1888

Snake Charmer at Tangier, Africa

Snake Charmer at Tangier, Africa . Louis Comfort Tiffany (American, New York 1848–1933 New York).1872. Oil on canvas

Дизайн интерьера

Architectural Elements from Laurelton Hall, Oyster Bay, New York

Architectural Elements from Laurelton Hall, Oyster Bay, New York

Architectural Elements from Laurelton Hall, Oyster Bay, New York

Architectural Elements from Laurelton Hall, Oyster Bay, New York

Architectural Elements from Laurelton Hall, Oyster Bay, New York

Designed by Louis Comfort Tiffany (American, New York 1848–1933 New York)
ca. 1905
Made in Oyster Bay, New York, United Stat

Стеклянная мозаика «фавриль»

Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привела дизайнера к величайшему открытию – разработке нового вида стекла, который он назвал фавриль. Слово “favrile” по латыни означает “сделанный руками”.

Garden Landscape

Garden Landscape
Designed by Louis Comfort Tiffany (American, New York 1848–1933 New York)
Maker: Tiffany Studios (1902–32)
ca. 1905–15
American
Favrile-glass mosaices

Garden Landscape

Garden Landscape

Garden Landscape

Garden Landscape

Стекло Тиффани

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время, в последней трети XIX столетия, стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление.
Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стёкол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрёл стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стёкол собственного производства. К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.
Благодаря применению новых видов стёкол он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал чёрно-коричневую краску шварцлот.

Собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.
Опалесцирующий эффект такого стекла получается, если добавить в состав сырья замутняющие вещества (олово или жжёную кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Фирменным знаком Тиффани стало иризирующее стекло. Его можно получить, если посыпать уже готовое, но ещё не охлаждённое стекло металлическими крупинками. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Складчатое стекло или «драпировки» также прославило имя Тиффани. Его получают, деформируя ещё мягкую пластину стекла в процессе производства. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал» ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона.

Стиль Тиффани
Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пёстрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.
Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал её глазами художника.
Стиль Тиффани представляет собой удивительное сочетание эклектики и винтажа, поэтому светильники выполненные в этом направлении олицетворяют безупречный вкус и роскошь. Они отлично смотрятся в разных интерьерах, начиная от классики и заканчивая современными направлениями. Большинство моделей дарят мягкий, рассеянный свет, способствующий формированию уютной, расслабляющей атмосферы.

википедия

Его витражные произведения можно классифицировать по трем тематикам и назначениям:

  1. витражи с религиозно-философским содержанием, предназначенные для культовых, некоторых общественных и медицинских сооружений;
  2. работы на историческую и социально культурную тему для публичных и учебных заведений;
  3. особенно привлекательные романтические сюжеты, созданные для различных интерьеров.

Розетка в Епископальной церкви Голгофы в Нью-Джерси

Розетка в Епископальной церкви Голгофы в Нью-Джерси.

Триптих из трех окон в зале Совета управляющих Американского Красного Креста

левая часть триптиха из трех окон в зале Совета управляющих Американского Красного Креста, заказанного для национальной штаб-квартиры в 1917 г. Считается крупнейшим витражным комплектом Тиффани для светского учреждения.

Кормящая фламинго

Кормящая фламинго. 1892 г. Один из ранних витражей, где Тиффани использовал богатые возможности опалового стекла и применил множественную ручную разрисовку. Со временем он добился более тонких швов, разнообразных светотеневых и тональных переходов.

Окно «Розы и крест» из этилированного стекла

Окно «Розы и крест» из этилированного стекла, 1906 г., было установлено в Laurelton Hall. 70 1/2 на 58 5/8 дюйма.

Ламповые абажуры в технике медной фольги

Они были сделаны из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов окон.

Lamp

Lamp

Lamp

Designed by Louis Comfort Tiffany (American, New York 1848–1933 New York)
Tiffany Studios (1902–32) 1904–15
Made in New York, New York, United States. Leaded Favrile glass and bronze

Лампа с лилиями

Сложный цвет без четких границ на одной пластине. Живописные переходы создают таинственную игру теней вокруг опаловых кувшинок, которые как будто начинают расти из темного илистого дна, подобием которого является бронзовое рельефное основание. Вот они поднялись из мрачных глубин и их полупрозрачные лепестки загораются неверным светом, добавляя интерьеру мистической загадочности.

Интересные ассоциации вызывают эти лампы  у одного нашего писателя, абажур Тиффани дорисовал в его воображении картину:

ярко освещенный стол окружали изукрашенные причудливыми бликами стены, в мягком вельвете мрака тонули пыльные углы, и все это холостяцкое логово, пропитанное запахами старости, болезни и опиума, напоминало затхлый трюм средневекового судна, в котором сначала перевозили цейлонскую корицу и испанский кориандр, ямайский ром и камерунский табак, китайские мандарины и турке-станские сухофрукты, а потом вдруг стали перевозить норвежскую сельдь и африканских невольников.

 – Владимир Лидский

Ювелирные изделия

Hair Ornament

Hair Ornament

Hair Ornament

Hair Ornament

Hair Ornament
Louis Comfort Tiffany (American, New York 1848–1933 New York)
ca. 1904 Made in New York, New York, United States

Gold, silver, platinum, black opals, boulder opals, demantoid garnets, rubies, enamel.

Витражное искусство существовало задолго до того, как к нему обратился Л.К. Тиффани. Однако мастеру удалось вдохнуть в витраж новую жизнь, сделать его более живым, воздушным. Техника соединения деталей со временем стала столь изысканной, что позволяла соединять очень мелкие части в единое полотно с еле уловимыми переходами цвета. Витражи, изготовленные на фабрике Тиффани, превосходно сохранились до наших дней.

(296x400, 36Kb)

Слева направо: внучка Льюис Ласк Платт, Луис Комфорт Тиффани, Сара Хардли – медсестра и возлюбленная, 1930 год.

Луис Комфорт Тиффани безусловно был счастлив в своей творческой жизни. Но счастье не бывает абсолютным.Тиффани был семейным человеком, его личная жизнь была сложной и трагической. Двое из его детей умерли в младенчестве. Первая жена, Мэри Вудбридж Годдард умерла в 1884 году, оставив его после двенадцати лет брака с тремя детьми.

В 1886 году он женился на своей дальней родственнице, Луизе Уэйкман Нокс, которая родила ему еще троих детей и умерла в 1904 году. Во время болезни в 1910 году его выходила ирландка Сара Хэндл, ставшая его возлюбленной и компаньонкой. Несмотря на то, что он страстно этого желал, они так и не поженились.

 

https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/vitrazhi-tiffani/

http://ru-modern.livejournal.com/2799.html

 

поделиться