S-образная линия, S-образный изгиб, «Линия красоты» — эстетическое понятие, компонент художественной композиции, волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая придает изображению особенное изящество. Она может создаваться границами, контурами изображенного предмета, или же визуально формироваться несколькими объектами.

Это понятие художественной композиции было введено британским художником Уильямом Хогартом как «Линия красоты» («Line of Beauty») в его книге «Анализ красоты» («The Analysis of Beauty») 1753 года, указывающим, что она является неотъемлемой частью красоты. По его теории, S-образная кривая создает впечатления жизни и деятельности, возбуждая внимание зрителя, в отличие от прямых, параллельных либо пересекающихся под прямым углом линий, создающих подсознательное впечатление застоя, смерти, неодушевленного предмета. «Основой красоты он считал гармоническое сочетание единства и разнообразия, которое для него воплощала волнообразная линия. Эта линия является главным элементом всех живых, движущихся и изменяющихся природных объектов. Перенесенная в трехмерное пространство, она становится, по его определению, змеевидной или „линией привлекательности“».

«Многократно повторенная, она создает определенный орнаментально-декоративный эффект, связывая воедино очертания круглой пластинки [портрета], положение фигуры в пространстве, ритм складок и пейзажные мотивы» – википедия

File:Leda and the Swan 1505-1510 with Line of Beauty.jpg

«Леда и лебедь», копия несохранившейся картины Леонардо да Винчи

***

Знаменитый художник Уильям Хогарт (1697-1764) развеселил своих современников открытием «линии красоты и привлекательности».
«Линия красоты» – волнообразная или змеевидная линия – есть, по мысли Хогарта, формоопределяющая линия живой красоты в ее разнообразии и движении.

Анализ красоты — Уильям Хогарт:

В конце XIX века идеи Хогарта заинтересовали биологов, чуть позже математиков и искусствоведов, которые совместно занимались построением эстетически-математических схем в истории искусства [см. об идеях Хогарта, об их оценке и т.д. - Геккель Э. Красота форм в природе. СПб., 1907; Томпсон Д΄Арси. О росте и форме (Thompson d΄Arcy. On Growth and Form. Cambridge Eng. – New York, 1948); Кук Теодор. Кривые линии в жизни… (Cook Th. The Curves of Life… London, 1914); Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936].

Р.Виленский в книге «Английская живопись» (London, 1933) пишет, что Хогарт мыслил «линию красоты» не как каллиграфическую, а как «объемно-пространственную», изобразил ее как оплетение конуса.

Jugend, 1897Munich illustrated weekly journal of art and lifeG. Hirth’s publishing house in Munich and Leipzig  Illustration by Adolf Höfer:

Jugend, 1897Munich illustrated weekly journal of art and lifeG. Hirth’s publishing house in Munich and Leipzig Illustration by Adolf Höfer

Такую линию мы находим в начале ХХ века в стиле модерн, который служил этой линии как божеству. Знаменитая линия модерна – гибкая, извилистая как лоза (см.: рыбки и др. фигурки Фаберже). Гибкая линия готова обвить всё, прорасти везде – и в крыльях демона, и в чешуе ящерицы у Фаберже, в сидящей за столиком кабаре змееподобной диве Л.Бакста, и т.д. Знаменитая линия модерна дополнена цветом и свечением драгоценных камней, аметиста, сапфира, например. Образцовым природным воплощением линии модерна стал лиловый ирис. А еще зеркала, экзотика Востока. И мода модерна – подчеркнутая корсетами особой формы изогнутая линия женсокго тела. «Линия красоты и привлекательности» в начале Хх века, кажется, тотальной.

«Линия красоты» У.Хогарта – это формообразующая линия жизни, живого?

Подумалось: гераклитовский «вечно живой огонь» – «форма» пламени – есть извилистая линия, «линия» движения и, следовательно, гармонии или красоты.

ХХ век, послевоенные годы (конец 40-х-начало 50-х), Д.Уотсон, Ф.Крик и М.Уилкинс открыли структуру ДНК-РНК – знаменитая «двойная спираль» двойная «линия красоты» Хогарта в самой структуре жизни!

hm645.gif (225×326):

Двойная спираль ДНК

 http://philosophy-ru

***

Хочу добавить, что картины самого Хогарта  написаны гибким широким мазком, который был для него средством создания выразительной формы. Композиции полны движения, легкий ритм этого движения часто создается плавной линией, той самой линией, которую в своем трактате “Анализ красоты” (1753) художник назвал “линией красоты и привлекательности”.

William Hogarth // The girl with the shrimps // Sketch // National Gallery London:

 William Hogarth // The girl with the shrimps // Sketch // National Gallery London

William Hogarth - A Rake's Progress - The Rose Tavern a brothel in Covent Gardens - via ekduncan.com:

William Hogarth – A Rake’s Progress – The Rose Tavern a brothel in Covent Gardens

поделиться