https://flic.kr/p/qCRu1g | Workshop Snyders. Fight cats | Dutch and Flemish Still Life Painting (Art Paintings):

Workshop Snyders. Fight cats | Dutch and Flemish Still Life Painting

Зверек, нередко присутствующий в натюрмортах, – кошка. Понятно, что это животное, то и дело попадающееся на глаза почти в каждом доме и склонное к самовольному обследованию столов, не могло остаться без внимания мастеров натюрморта. Кошка изображалась в соответствии с особенностями своего характера, ее традиционное символическое значение также основывалось на этих особенностях.

Положительные качества животного нашли выражение в обозначении ловкости и стремления к свободе. Кошка с полосками в виде креста на спинке была посвящена Мадонне.

Обычно же этот зверек ассоциировался с темными силами, магией и т.п. В средние века кот символизировал дьявола, а мышь – постоянно подвергающуюся опасностям душу. Позднее, например у Хуфнагела, кошка могла означать приписывавшиеся ей кровожадность, хитрость, похоть. Так, на одной из миниатюр Книги каллиграфии изображена упитанная кошка, засмотревшаяся на птичку.

Весьма примечательна “Кухонная сцена со служанкой и кошкой” 1655 г. фламандского мастера-монограммиста из парижского частного собрания, представляющая сложную двуплановую композицию: на первом плане – молодая служанка, разделывающая потроха, и кошка, хватающая лапкой кусок мяса. В дверном проеме на втором плане видны пирующие господа. Современнику был хорошо понятен смысл сцены: предосудительные удовольствия и излишества (пирушка) и утраченная бдительность (кошка, подцепившая когтями мясо), причем большой кусок мяса, демонстративно помещенный на ближнем плаце, ассоциировался с voluptas carnis – плотскими наслаждениями, и эта деталь могла прочитываться в ключе эротической символики.

Сегодняшний зритель, не вникая в смысловое содержание картины, отметит в первую очередь внимание мастера к передаче натуры, непосредственность, с которой воспроизведена мимолетная сценка: служанка, заметившая наконец вороватую кошку, устремившуюся к лакомому куску.

Abraham-Mignon-Bouquet-with-Cat-and-Mouse-Trap.jpeg (1921×2398):

 Abraham Mignon, Bouquet with Cat and Mouse Trap

Один из самых любопытных натюрмортов с изображением кошки – “Опрокидывающаяся ваза с цветами, кошка и мышеловка'” А. Миньона из Государственного музея в Амстердаме. Мы уже упоминали ero же композицию с опрокидывающейся вазой из Государственного Эрмитажа – там причиной несчастья явилась белка. Очевидно, Миньона привлекал своеобразный динамический эффект: роскошный букет в последнее мгновение существования еще сохраняет форму, но стебли цветов и колосьев, кажется, ломаются на глазах у зрителя, вода плещет из накренившейся вазы, обрушиваясь на край стола. Эти картины несомненно связаны с темой бренности, а в натюрморте с кошкой присутствует дополнительный смысловой оттенок. А. Миньон использовал здесь традиционную символику кошка – символ дьявола, мышеловка – символ земного греховного мира и атрибут порока.  Они поджидают мышь, то есть душу грешника, чтобы безвозвратно ее погубить.

Гравюры с аналогичным или близким по смыслу содержанием нередко встречаются в сборниках эмблем, например у Альчато и Виссхера. Кошка возле мышеловки, как символ любовных уз, помещена в сборнике любовных эмблем Д. Хейнсия; в “Священной эмблемате” И. Манниха, хотя и представлен не кот, а птицелов с манком и слетающиеся к сети птицы, сохранен тот же смысл, содержащийся в надписи: “Так все время ловит черт людей”.

У Миньона кошка, вероятно, и послужила причиной гибели роскошного букета, цветы которого по традиции символизируют человеческую жизнь. Зверек изображен довольно своеобразно: опираясь лапкой о мышеловку, он следит за опрокидывающейся вазой и кричит во всю мочь; мордочка кошки при этом принимает несколько странное выражение, напоминая черты некой фантастической твари.

Неожиданный эффект свойствен и картине французского мастера Л.Божена (ок. 1610-1663) “Кухонный натюрморт” из брюссельского частного собрания. Кухня загромождена сваленной в кучи снедью – рыбой, дичью, плодами. Справа над столом, заваленным снедью, видна голова черной кошки с раскрытой пастью, напоминающей злорадную дьявольскую усмешку.

Jan van Kessel,(1626-1679) cats and crustaceans. Oil painting, Flemish, still life. Scan of 2 d image in the public domain believed to be free to use without restriction in the US.:

Jan van Kessel,(1626-1679) cats and crustaceans. Oil painting, Flemish, still life

i_067.jpg (622×800):

 М. де Хондекутер. «Охотничьи трофеи», 1682, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Большинство мастеров натюрморта все же старались последовательнее придерживаться реальности, не преувеличивая инфернальности кошек, но и не затушевывая их хищной натуры,, Часто встречается изображение кошки с птицей в зубах, например в “Охотничьих трофеях” голландского живописца М. де Хондекутера (1636-1695) из Государственного Эрмитажа.

Jan van Kessel el joven (Amberes, 1654-1708). Kitchen Still Life with Tables and Two Cats:

Jan van Kessel el joven (Amberes, 1654-1708). Kitchen Still Life with Tables and Two Cats

Jan van Kessel padre (Amberes, 1626-1679). Still life of a basket with grapes, game, cat and guinea-pig.:

Jan van Kessel padre (Amberes, 1626-1679). Still life of a basket with grapes, game, cat and guinea-pig.

Для натюрмортов фламандских мастеров, в первую очередь Снейдерса и его школы, характерен интерес к динамичным сценам – нередко это кошки, обезумевшие при виде стола, заваленного рыбой и дичью, или же в напряженном ожидании примостившиеся на подоконнике и пристально, хищно разглядывающие роскошный стол, оставленный без присмотра.

Frans Snyders (Bélgica, 1579-1657). Black cat.  Still life with dead game, 1614.:

Frans Snyders (Bélgica, 1579-1657). Black cat. Still life with dead game, 1614.

stillife-with-pickpocket:

Kitchen Still Life with a Maid and Young Boy (Getty Museum):

     Frans Snyders (Flemish, 1579 – 1657) Kitchen Still Life with a Maid and Young Boy (Getty Museum)

Натюрморт с битой дичью и омаром:

 “Натюрморт с битой дичью и омаром” – Снейдерс Франс

Следует упомянуть и о собаке как антиподе кошки: верный страж обычно старается отогнать вороватых зверьков от стола, как в “Натюрморте с битой дичью и омаром” Снейдерса из Государственного Эрмитажа.

В охотничьих натюрмортах кошки тоже демонстрируют вороватость, хитрость и кровожадность. Вполне вероятно, что в подобных картинах сохранялись отголоски традиционного содержания; например, птичка в зубах у кошки имела общее значение утраченной бдительности и поэтому, в соответствии с деталями некоторых жанровых сцен, в ряде случаев может допускать интерпретацию в ключе эротической символики или означать душу, погубленную злыми силами.

Frans Snyders - Still Life with Lobster, Poultry and Fruit:

Frans Snyders – Still Life with Lobster, Poultry and Fruit

Однако главную выразительность картин с охотничьими трофеями составляют яркий декоративный эффект и динамика, как у Снейдерса и мастеров его круга, или же виртуозная передача фактуры – мягких пестрых птичьих перьев и пушистой шерсти животных, как в ряде голландских натюрмортов.

Итак, животные в натюрморте нередко выполняли немаловажную роль иносказания и даже напоминали о конкретных персонажах, как, например, поедающая яблоко обезьяна или кошка, поджидающая мышь.

Frans Snyders, Still life with Fruit, Game, Vegetable and live Monkey, Squirrel and a Cat, 1637:

источник:

книга

Ю. Н. Звездина  ЭМБЛЕМАТИКА В МИРЕ СТАРИННОГО НАТЮРМОРТА.М. Наука, 1997

поделиться
error