Народные картины занимают особое место в китайском народном искусстве. Они берут начало от древних изображений богов-хранителей входа, которые исконно имели охранительное и сакральное значение, воплощая в себе народные верования в небожителей, и постепенно становятся неотъемлемой частью праздничных поздравлений, молитв о благополучии и счастье, о защите от бедствий.

Народные картинки, как правило, расклеивают на двери в канун празднования китайского Нового года  с пожеланиями счастья , откуда и взялось их название — няньхуа, «новогодняя картинка».

免抠图PNG格式喜庆传统年画艺术图案:

Непременно будет достаток

Названия разновидностей картин зависят от размера, способа или времени их изготовления. Так, няньхуа, представляющие собой цельное изображение, называются гунцзянь а картины, состоящие из трех частей — саньцай, те няньхуа, изображения которых отличаются большей тщательностью в прорисовке деталей, называются хуагунцзянь  или хуасаньцай , а няньхуа с золотым напылением относятся к категории цзиньгунцзянь . Картины, изготовленные до июня, объединяют в категорию весенних, после июля и августа — осенних.

Няньхуа
Няньхуа (年画, букв. «новогодняя картина») — китайские народные лубочные картиныВ нескольких городах Китая — Вэйфане (пров. Шаньдун), Уцяне (пров. Хэбэй) и Мяньчжу (пров. Сычуань) — функционируют музеи няньхуаКрупнейшая зарубежная коллекция няньхуа находится в «Эрмитаже»: около двух тысяч листов из этой коллекции было собрано синологом Василием Алексеевым.

Цена на китайскую гравюру обычно невелика, цветные отпечатки с деревянного клише отвечают рыночной потребности в массовом производстве. Такая гравюра называется «няньхуа», но ошибочно полагать, что к ней относятся только ксилографические гравюры, использующиеся для того, чтобы проводить старый год и встретить новый («няньхуа», как уже было сказано, дословно переводится «новогодние картинки»). Практически только часть ксилографических гравюр развешивалась с этой целью в канун Нового года.

Украшение дверей лубочными картинками няньхуа и парными благожелательными надписями:

File:1900. Няньхуа.jpg

Китаевед М. Кравцова выделяет 8 жанрово-тематических групп:

-картины на религиозные темы;
-картины благопожелательного содержания;
-картины на историко-литературные темы;
-«театральные» картины;
-картины познавательно-назидательного характера;
-картины бытописательного характера;
-видовые картины;
-картины на политические темы.

Для китайской народной картины прежде всего характерна любовь к символике, к всевозможным шарадам и ребусам. Самые слащавые и утилитарные благопожелания облекаются на народной картине в сложнейшую символическую оболочку,
способную поразить богатством народной фантазии .

年画艺术:

 

五谷丰登:

Среди сюжетных благопожелательных няньхуа есть группа зооморфных, и картины, на которых присутствует изображение карпа, там в числе лидеров

«Визитной карточкой» школы Янлюцин является новогодняя картинка, на которой упитанный пупс обнимает огромного карпа. В китайской культуре карп 鲤鱼 (ли юй) давно стал символом достатка и материального благополучия, слово «рыба» 鱼юй является омонимом «изобилия», «излишка». Композиция, изображающая мальчика, играющего с двумя сомами (где «сом» читается как нянь и омонимичен слову «год»), и стоящего рядом большого петуха символизирует счастье в новом году, ведь она могла быть прочитана не иначе как «年年大吉» нянь нянь да цзи, что имеет дословный перевод: «счастья из года в год». (Ю. Г. Лемешко)

Изображение красного карпа на няньхуа можно увидеть очень часто. По поверью, ежегодно накануне праздника Чуньцзе красные карпы устраивают состязания по прыжкам через Драконовые ворота. Все карпы стремятся перепрыгнуть через них, чтобы превратиться в дракона.

В контексте этого поверья карп не только символ удачи, но и символ счастья. Видимо, потому он и является непременным атрибутом праздничного новогоднего стола.

Китайский лубок с карпом:

Китайский лубок с карпом

Лубок. Мальчик с карпом-драконом:

Лубок. Мальчик с карпом-драконом

Счастье же у китайцев обычно тесно связано с благополучием и богатством. Потому новогодняя поговорка «Желаем год от года иметь рыбу» означает прибавление богатства и достатка. Добавим также, что во время празднования Нового года китайцы часто используют красный цвет — символ огня и энергии. Красный или огненный цвет отпугивает все страшное и дурное, что может неожиданно нагрянуть в будущем

В 1980-х годах появились и очень выразительные лубочные новогодние открытки, среди которых не последнее место занимают те, на которых изображен кар

'Cause nothing says "Happy New Year" like a fat kid riding a goldfish.:      “Wealth is abundant, and happiness is coming”. Chinese chubby baby posters were a must have for New Years. Called "Nian Hua", or Chinese New Year posters, these Chinese chubby baby posters exudes happiness and strength, coupled with good luck words, symbols and motifs, it express a traditional ideals of prosperity, happiness, longevity, and unity. Created by Fan Wen Shu.:

Nianhua (Chinese New Year painting) by Liu Taishan 刘泰山(年画)   "Nian Hua", or Chinese New Year posters, these Chinese chubby baby ...  Chinese Propaganda- these little Chinese toddlers riding fist makes me so happy

Источники:

википедия
http://magazeta.com/2014/01/chinese-carp-2/ © Магазета


 Ещё про школу Янлюцинь

Когда речь заходит о новогодних картинах, нельзя не упомянуть об искусстве новогодних картин, которым славятся мастера из уезда Янлюцинь. Искусство янлюцинских новогодних лубочных картин широко распространено в северных районах Китая. Эти картины впервые появились в поселке Янлюцин, на юго-западе Тяньцзиня, отсюда же пошло и название картин. Искусство янлюцинского лубка насчитывает более чем 300-летнюю историю. В музее янлюцинских лубочных картин туристы могут не только увидеть «классический» новогодний лубок, но и понаблюдать за работой художников, увидеть весь процесс изготовления картин.

Музей янлюцинских новогодних картин расположен в традиционном китайском “сыхэюане”. Здесь экспонируется огромное количество новогодних картин, впечатляет богатство их содержания и сюжетов. Особенностями здешних картин можно назвать их ярко выраженный лубочный характер и присущий им оригинальный местный стиль. Изображение может одновременно содержать символический смысл и по сюжету быть очень приближенным к реальной жизни. Часто на лубках отображены известные исторические события, или народные обычаи.

Fish poster:

莲花宝灯:

Fish:

 

Тематика янлюцинского лубка очень разнообразна и выразительна. Чаще всего встречаются лубки с изображением конкретных символов. Например, золотая рыбка или золотая жаба означают пожелание счастливой жизни, благополучия и богатства. Особенно славится янлюцинская лубочная картина, изображающая мальчика, обнимающего карпа. Она очень нравится зрителям.

Но не только простые китайцы любят расклеивать новогодние лубочные картины в дни лунного Нового года. Многие иностранцы коллекционируют китайский новогодний лубок. Эти картины экспортируются в Россию, США, Японию, Сингапур и другие страны, где пользуются большим спросом.

russian.cri.cn


Конечно, лубочные картинки всегда играли важную роль в праздновании Нового года по лунному календарю: картинки, призванные оберегать в течение года от злых духов, болезней и прочих неприятностей, полагалось срывать со стен и сжигать накануне праздника, а на их место вешать новые. Однако традиционно новогодними праздниками дело вовсе не ограничивалось: лубки печатались и по случаю Праздника начала лета, Праздника середины осени и Праздника фонарей. Да и помимо календарных праздников няньхуа пользовались большим спросом в течение всего года. Например, в виде картин и надписей, которыми украшали дом по поводу сватовства, свадьбы или рождения ребенка, как изображения на веерах и для наклеивания на фонари, просто сцены из представлений традиционной китайской оперы (нечто отдаленно напоминающее современные комиксы), картины на историко-литературные темы, а также религиозные изображения Будды и даосских святых. Большая часть няньхуа — классические обереги, в которых переплелись воедино древние культы почитания предков и духов земли с даосскими и буддистскими традициями.

С развитием печатного мастерства во времена династии Мин (1368–1644 годы), выросло и искусство резчиков по дереву, сюжеты стали более сложными и законченными. В четырех регионах — городах Тяньцзинь в провинции Хэбэй, Янцзябу в провинции Шаньдун, Чжусяньчжэнь в провинции Хэнань и местечке Таохуа в районе Сучжоу — сложились четыре основные школы печати изображений, каждая в своей особой художественной манере. Лубки из Хэнани можно было узнать по тщательной проработке мелких деталей, которая стала возможной благодаря мастерству умелых резчиков по дереву, в этой школе было принято очень эффективное сочетание желтого и пурпурного цветов. Хэбэйские гравюры сохраняли прочную связь с фольклорным искусством: отсюда простые композиции, чистые линии, минимум деталей. В этом с ними схожи наивные няньхуа из провинции Шаньдун. Гораздо более изысканные картины, отпечатанные в районе Сучжоу, близки к классическому китайскому изобразительному искусству: печатались они в трех основных цветах — желтом, зеленом и красном, — а потом еще раскрашивались кистью вручную.

В середине XVI века возникло еще несколько значительных центров печати в провинциях Шаньси, Сычуань, Фуцзянь и Гуандун. В провинции Сычуань печатали только черное контурное изображение, которое затем вручную раскрашивали. В Гуан дуне искусством няньхуа славился город Фошань: лубки, изготовленные здесь, отличались яркими цветами и большим количеством мелких деталей, которые художник дописывал сам золотой и серебряной краской на завершающей стадии работы. На самом деле практически в каждой китайской провинции существовал особый стиль лубочных изображений. Каждая мастерская и даже каждый художник руководствовались локальными традициями изображения того или иного персонажа. Детали технологии — методы изготовления минеральных красителей, обработки бумаги, способы сохранения печатных досок — держались в секрете.

В период правления династии Цин (1616–1912 годы) няньхуа стали пользоваться такой популярностью среди простого населения, что тиражи лубков достигали миллиона экземпляров в год. Это привело к неизбежному ухудшению качества изображений: во-первых, для снижения стоимости стали использоваться дешевые низкокачественные бумага и красители, во-вторых, при таких масштабах производства пришлось ввести разделение труда между мастерскими, каждая из которых отвечала теперь за определенный этап работы: разработку сюжета, резьбу по дереву, изготовление красителей и, наконец, печать.

В середине XIX — начале XX века сфера применения няньхуа расширилась за счет масскульта: появились театральные афиши и рекламные постеры, отпечатанные этим методом. Список сюжетов пополнился изображениями политического содержания — таким, доступным неграмотному народу, способом правительство пыталось донести важную информацию в период восстания тайпинов (крестьянская война 1850–1864 годов в Китае против маньчжурской династии Цин. — Прим. ред.) и борьбы с иностранной интервенцией. Но вскоре все изменилось.

Традиция няньхуа, вероятно, началась с изображений «дверных богов», или духов хранителей ворот, которыми стали украшать двери жилищ во времена правления династий Шан и Чжоу (1600–256 годы до н. э.). Тогда изображение наносилось художниками непосредственно на дверные панели. С изобретением метода печати при помощи деревянных блоков его перенесли на бумагу. Но до сих пор дверные боги остаются одним из наиболее любимых и узнаваемых сюжетов няньхуа. Расцвет искусства няньхуа пришелся на период династии Тан (618–907 годы н. э.),  исследователи полагают, что сам метод пришел в Китай вместе с буддизмом из Индии (в пользу этой версии говорит первоначально религиозное содержание изображений) и продолжился во времена династии Сун (960–1279 годы н. э.). Тогда полностью сложились и оформились его классические элементы: особые региональные стили, общие традиционные сюжеты и колористика, а сами картинки получили широкое распространение и из культового и иконографического искусства превратились в народный промысел.

Cегодня няньхуа — удел энтузиастов и безумцев, продолжающих семейные традиции вопреки всем мыслимым и немыслимым обстоятельствам. Мастеров  можно пересчитать по пальцам.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8043/

Работающий в традиционной манере мастер-резчик изготавливает деревянную печатную доску, оттиск с которой и будет няньхуа.:

Работающий в традиционной манере мастер-резчик изготавливает деревянную печатную доску, оттиск с которой и будет няньхуа.

 

поделиться