Так называлась пьеса Баха в жанре Кводлибет. Чудная передача на канале культура об этом музыкальном жанре отправила меня на розыски материалов, как обычно)))
В двух словах – исполнение “кто во что горазд”
bahkonzertvkofeine.jpg (2912×2194)
Концерт в кофейне
Кво́длибет (ср.-лат. quodlibet, от лат. quod libet — что угодно) — старинная техника музыкальной композиции, а также пьеса, как правило, шуточного характера, написанная в этой технике. Суть кводлибета в комбинировании «по-горизонтали» (последовательно) или сочетании «по-вертикали» (одновременно) известных мелодий,
с текстами или без них. Кводлибеты, как правило, многоголосны (одноголосные кводлибеты редки).
Термин «кводлибет», который ныне используется весьма широко, впервые в истории регистрируется в песеннике под редакцией В. Шмельцля «Доброе, необычайное и искусное немецкое пение», опубликованном в 1544 г. В сборник вошли 25 сочинений разных композиторов (некоторые названы по имени, некоторые анонимны), из них 12 носят название кводлибет, как, например, песня «Так пили они…» (нем. Da trunken sie…).

 Домашний концерт с участием семьи И.С.Баха

Самый знаменитый кводлибет эпохи барокко — «Свадебный кводлибет» (или просто «Кводлибет»; BWV 524) И. С. Баха. Это произведение не является кводлибетом в привычном понимании, хотя и представляет собой 10-минутную череду бессмыслицы, шуток, каламбуров, пародий на различные песни и отсылок к другим произведениям искусства. Музыкальная ткань кводлибета имитирует фугу и чакону, в качестве одного из приёмов построения фактуры используется контрапункт.
К жанру кводлибета обращался и В.А. Моцарт, который написал инструментальную пьесу под названием Gallimathias Musicum («Музыкальная галиматья», KV 32) в 10-летнем возрасте. Четвёртая часть цикла (Пасторела) с её характерным волыночным, гудящим звучанием, вероятно, основана на швабской народной песне[4]. Краткая и лаконичная восьмая часть кводлибета также, возможно, использует музыкальный материал популярной песни. В некоторых эпизодах явно отдаётся предпочтение духовым инструментам (в основном, трубам и рожкам). Части 10 и 15 подражают органным произведениям Эберлина. В части 11 задействовано вступление одной из симфоний Л. Моцарта.
В ряде музыкальных сочинений XX века принцип кводлибета использован вне рамок развлекательности, как, например, во Второй симфонии Ч.Айвза и в «Антиформалистическом райке» Д.Д.Шостаковича.

википедия

image (800×682)

поделиться