Как многолюдно римское кафе
“ГрекО” – река многоязыкой речи,
и люстра – как сияющий тотем –
костер туристов племени на встрече.

“Мартини”, кофе, чай или “Мартель” –
мир Рима – все для дружеской беседы,
и весело гудит здесь арт-артель,
японцам пиццы хочется отведать.

Туристы из России, США,
Испании и те, кто с променада
зашел,чтоб снять минутную усталость,
и выпить чашку кофе, шоколада.

Когда-то заходил сюда Стендаль,
и Гоголь здесь писал о “мертвых душах”,
Кипренский от тоски в “Греко” бежал,
Лист музыку кафе и улиц слушал.

Ты смотришь, будто сам среди людей
из прошлого – художников, поэтов,
и с Байроном пьешь кофе, и Бизе
либретто пишешь кистью римских ветров.

А рядом и стритрайдер-каскадер,
и милая английская старушка,
и двое в сердце облака из штор,
летящего на роликах снаружи.

Улекса фон Лу
Ludwig_Passini_-_Künstler_im_Cafe_Greco_in_Rom
Ludwig Passini – Cafe Greco in Rome

Тема кафе Греко в моем инстаграм паблике вылилась в настоящую эпопею smile  Поэтому есть смысл сохранить все записи в одном посте.
211 отметок «Нравится», 18 комментариев — Lala Chandra (@arthistoryonline) в Instagram: «The Antico Caffè Greco is an historic landmark café which opened in 1760 on Via dei Condotti in…»
Кафе, в которых с незапамятных времён собиралась богема, в Европе достаточно – в любой стране, в крупных городах. «Четыре кота» в Барселоне, «Микеланджело» во Флоренции, «Бродячая собака» в Петербурге, а в Риме это Кафе «Греко» .
Кафе Греко достаточно старое – со дня своего открытия в 1756 году кафе сразу стало богемным местом и местом встреч людей искусства того времени, а в последствии и художественной интеллигенции со всего света.

Байрон, Шелли, Гете, Китс, Теккерей, Торвальдсен, Марк Твен, Канова, Гуно, Бизе, Берлиоз, Гоголь, Бальзак, Стендаль, Ганс Христиан Андерсен, Шопенгауэр,Вагнер, Король Людвиг из Баварии и многие другие мировые знаменитости были его завсегдатаями.
На картинке две жанровые сцены середины 19 века и фото начала 20 века. Видно, что стены украшены картинами. Но это кафе писали и русские ( советские) художники, и знаменитый Ренато Гуттузо.


Карло Гольдони (Carlo Goldoni), драматург и мастер либретто, жил в Риме совсем рядом с кафе Греко. Страстный поклонник знаменитой кофейни, Гольдони изобразил это место в одном из своих произведений «Bottega del Caffe». Облик Греко, каким оно было в 18 столетии, отлично сохранило для нас полотно 1797 г., принадлежащий кисти Марианны Диониджи (Mariana Dionigi). Художница и археолог, вращавшейся в высших кругах итальянской знати, подарила свою работу знаменитому кафе. Картину можно увидеть в стенах заведения и сегодня.


Viktor Ivanov "In the Greco Cafe" 1973????????  ????  _____ ВИКТОР ИВАНОВ И ЕГО КАФЕ ГРЕКО______ ????#20век????arthistoryonline    Хороший повод познакомиться сразу с несколькими русскими художниками 20 века.  Виктор Иванов известный русский советский художник, автор монументальных картин с жёсткими композиционными ритмами и напряжённым колоритом. Его имя прочно ассоциируется с суровым стилем 50х годов, который оставил отголоски во всём творчестве этого художника.  Вместе со своими товарищами, изображёнными...
Viktor Ivanov “In the Greco Cafe” 1973

ВИКТОР ИВАНОВ И ЕГО КАФЕ ГРЕКО

Хороший повод познакомиться сразу с несколькими русскими художниками 20 века.
Виктор Иванов известный русский советский художник, автор монументальных картин с жёсткими композиционными ритмами и напряжённым колоритом. Его имя прочно ассоциируется с суровым стилем 50х годов, который оставил отголоски во всём творчестве этого художника.
Вместе со своими товарищами, изображёнными на картине, он прошёл эмоциональные 60-е, интеллектуальные 70-е, оставаясь современным русским художником с узнаваемой манерой.
Я никогда не была его особой поклонницей, но это не имеет никакого значения в данном случае, потому что он хороший художник. А именно эта вещь меня волнует своим драматизмом.

Картина « В кафе Греко» написана в 1973 г. Здесь изображены, уже признанные в то время, советские художники Гелий Коржев, Пётр Оссовский, Ефрем Зверьков, Дмитрий Жилинский и сам автор картины, Виктор Иванов, оказавшиеся волею судеб в 1972 г. в кафе Греко за столиком, за которым по преданию Гоголь дописывал роман «Мёртвые души». ( см. предыдущий пост!). Кстати, здесь же экспонируются маленький портрет Гоголя, написанный Сведомским к 50-летию его кончины и обрывок бумаги с записями писателя .
Если бы я оказалась за столиком Гоголя, наверное я бы разволновалась)) .Возможно здесь Николай Васильевич встречался с Орестом Кипренским, Карлом Брюлловым, Александром Ивановым, с которым был очень дружен. Это не кафе, а перекрёсток творческих судеб))
Собственно именно об этом картина Виктора Иванова.
А как вы думаете, почему в ней столько драматизма и интеллектуального напряжения? Какой тайны коснулся автор?


____ТАЙНА БУДУЩЕГО____

Это фрагмент из документального фильма «Встреча в кафе Греко» (студии «Сад камней»), трейлер которого я неожиданно встретила на Ютьюбе.
Честно говоря, из меня чуть ли ни слёзы хлещут.
Из изображённых в картине ныне живёт только её автор, которому сейчас 93 года.
Каждый из пяти художников оставил очень заметный след в русской живописи, никто не исчез бесследно. И каждый шёл к успеху своим трудным путём.

Эти художники полностью принадлежали своей стране. Картина была написана когда начались первые выезды за границу (еще в сопровождении «наблюдателей»). Тогда же у поколения 70-ников началась одержимость монументальной живописью кватроченто ( итальянский 15 век). И вот они в Риме, в знаменитом кафе, которое само по себе – культовая точка , «место встречи изменить нельзя», -один из перекрёстков культурной вселенной, встретившись на котором, каждый потом идёт своей дорогой.
На этой дороге в 21 век рушились идеалы и целые империи, рушилось время – мир становился другим.
Этот мир и это время развели героев картины, сделав их позиции в искусстве непримиримыми.

Я не знаю, как в 1973 году Виктору Иванову удалось это прозрение.
Но только групповой портрет советских мастеров стал и размышлением о связи времён, о жертвенности пути художника, потому что крестный путь у каждого свой и кафе Греко – как последнее пристанище перед дальней дорогой в неизвестность.

Это безусловно философская вещь, полная размышлений о причастности к великим культурным традициям , предчувствий будущего с его драматическими коллизиями. Вино здесь конечно не символ радостей и удовольствия, в общем контексте картины оно, скорее, таинство.

В этой группе есть две культовых для молодых художников конца 20 века фигуры – Гелий Коржев и Дмитрий Жилинский. Лично я с ума сходила в молодости по живописи зрелого ( не позднего) Жилинского. У Коржева была мастерская в АХ, его ученики преклонялись перед ним, а сам он был заново открыт после смерти в 2012 г., когда публики были явлены скрытые прежде от глаз картины гойевского направления («Тюрлики» – своего рода постсоветский капричос).


guttuso
Renato Guttuso Caffè Greco 1976  ????????????    Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid

РЕНАТО ГУТТУЗО И ЕГО КАФЕ ГРЕКО

А сегодня заглянем в римское кафе Греко вместе с Ренато Гуттузо, известным итальянским художником- неокубистом, неореалистом, к тому же коммунистом. Разумеется его взгляд не туристический, он-то в вечном городе жил.
Поэтому в его картине больше расслабляющей атмосферы, здесь закусывают и пьют вино, обсуждая новости.
Но эта повседневная, на первый взгляд, сцена на самом деле представляет собой невозможную историю, аллегорический банкет, участники которого переплелись во времени.

Пожилой человек слева – художник Джорджо де Кирико, хороший друг Гуттузо. Рядом с ним —актриса Анна Маньяни. Лицом к нам на заднем плане – Уильям Фредерик Коди, известный как Буффало Билл, и легендарный индейский вождь Сидящий Бык. Представление Буффало Билла «Дикий Запад», в котором участвовали этнические индейцы, объездило всю Америку и Европу и имело громадный успех. Человек в чёрных очках на переднем плане – Гийом Аполлинер. Рядом с ним – Андре Жид. ????
Вся эта артистическая публика анахронически объединена с вездесущими Японскими туристами
и прочими случайными персонажами «случайного дня» – местными интеллектуалами, шведскими девушками и лесбийской парочкой.

Присутствие де Кирико, которого Гуттузо считал последним оставшимся в живых среди великих гениев века, своего рода катализатор сцены, – изображённый у левого края холста, он смотрит на всех отстранённо как наблюдающий мудрец.
Кстати с него и Маньяни начинается композиционная спираль ( улитка), с помощью которой мы входим в пространство картины.
Она закручивается в геометрическом центре картины, а хвостик её выползает вместе с туристами в соседний зал.

Картина большая, почти два с половиной метра, написана в манере, которую я называю фресковой ( с эффектом легкой облезлости) с применением ахроматических тонов и через этот приём художник как бы устанавливает свою связь с монументальной живописью прошлого.

Т.Салахов. Рим. Кафе Греко. 2002 г.

T. Salakhov. Rome. Greco Cafe. 2002 ????  Т.Салахов. Рим. Кафе Греко. 2002 г.

ТАИР САЛАХОВ

Ну и под занавес картина еще одного известнейшего советского/постсоветского художника.

Салахов также связан с суровым стилем 50х, в позднем периоде его творчество отошло от прежней прямолинейности, о чём хотя бы свидетельствует эта картина.
Эта сцена также разворачивается в sala rossa (красный зал), украшенном картинами, скульптурами и зеркалами.
Желающие поупражняться в сравнительном анализе пишите свои впечатления в комментариях!

А я уже достаточно много написала про кафе Греко blum

 

 

поделиться