Жуковский Станислав Юлианович

Станислав Жуковский - Усадьба осенью:

Станислав Жуковский – Усадьба осенью

Будучи «умеренным» импрессионистом Жуковский, вслед за своим любимым учителем Левитаном, стремился передать лирические состояния природы. Главной темой творчества художника стала окрашенная ностальгией поэзия дворянских усадеб и парков. Излюбленный жанр мастера – интерьер с активным включением пленерной свето-воздушной среды.

Чудесны усадебные виды и интерьеры в живописи Жуковского, но в сентябре  особенно замирает сердце перед “Последними астрами” или ” Терассой”!

Станислав Жуковский - Последние астры:

Станислав Жуковский – Последние астры

Увядающие астры. 1910 - Жуковский Станислав Юлианович:

Увядающие астры. 1910 – Жуковский Станислав Юлианович

В старой аллее. 1913 - Жуковский Станислав Юлианович:

В старой аллее. 1913 – Жуковский Станислав Юлианович

Княжеский дом осенью. 1909 - Жуковский Станислав Юлианович:

Княжеский дом осенью. 1909 – Жуковский Станислав Юлианович

Опустевшая дача. 1907 - Жуковский Станислав Юлианович:

Опустевшая дача. 1907 – Жуковский Станислав Юлианович

Родился Станислав Жуковский в семье известного польского дворянина, лишенного за участие в польском восстании 1863 года всех сословных и имущественных прав. Увлеченный живописью, молодой человек уехал учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1892—1901). Безусловно, наибольшее влияние на живопись С.Ю. Жуковского оказал И.И. Левитан, который выделял талантливого юношу среди своих учеников. Да и успех приходит к С.Ю. Жуковскому достаточно скоро. Студентом он становится участником Товарищества передвижных художественных выставок, некоторые из его первых работ приобретает Третьяковская галерея. С.Ю. Жуковский — один из организаторов Союза русских художников, преподаватель МУЖВЗ и основанной им художественной школы, академик.

Портрет Жуковского  Станислав Жуковский - Бессонная ночь:

          Станислав Жуковский – Бессонная ночь

Первые годы советской власти художник живет и работает в Вятке. В 1921 году возвращается в Москву, устраивает выставку своих картин, вызвавшую несправедливые нападки занимавших в эти годы главенствующие позиции в искусстве представителей авангардистской живописи. Возможно, такое отношение коллег по искусству, возможно, ностальгия по исчезнувшим временам «дворянских гнезд», возможно, зов крови заставили художника в 1923 уехать в Польшу. Он продолжает работать, собирается временами вновь переехать теперь уже в СССР. Но годы идут, в Европе накатывается новый вал катаклизмов. В огне Второй мировой С.Ю. Жуковский и сгорает. После неудачного Варшавского восстания (1944) он погибает в нацистском концлагере. источник

Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени.
Жуковский С.Ю.

Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным…
Жуковский С.Ю.

Жуковский – художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным, свежим, молодым поэтическим чувством. В тонах его пейзажей нет ни одного манерного, банального, условного тона: все десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено в поэтическом творческом процессе.
Из обзора Передвижной выставки 1903 года

Жуковский Станислав Юлианович (1875 – 1944) Радостный май. 1912

В его живописи, сперва сдержанной по тону, затем все более импрессионистически-красочной, доминируют лирические пейзажи. Особенно известны его усадебные – пейзажные и интерьерные – мотивы, переливчато-живые по колориту и в то же время проникнутые элегической тоской (“Усадьба осенью”, 1906; “Радостный май”, 1912; “Комната в имении Брасово великого князя Михаила Александровича”, 1916).

Станислав Жуковский - Брошенная терасса:

Станислав Жуковский – Брошенная терасса .1911

Осень. Веранда. 1911 - Жуковский Станислав Юлианович:

Осень. Веранда. 1911 – Жуковский Станислав Юлианович

Под вечер. 1910 - Жуковский Станислав Юлианович:

Под вечер. 1910 – Жуковский Станислав Юлианович

В начале XX столетия С. Ю. Жуковский – один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина “Лунная ночь” была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

Ранние пейзажи художника (“Закат. Верховья Волги”, 1897; “Весенняя вода”, 1898; “Начало осени”, “Ясная осень. Бабье лето”, оба 1899; “Восход луны”, 1902; “Хотьково”, 1903) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX – начале XX в., очень важна и для Жуковского.

Усадьба. 1900 - Жуковский Станислав Юлианович:

Усадьба. 1900 – Жуковский Станислав Юлианович

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче – сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем (“Мартовский вечер”, 1904; “Плотина”, 1909; “Под вечер”, 1910; “Осень. Веранда”, 1911; “Увядающие астры”, “Свежий снег”, обе 1912; “Озеро”, 1912-14; “Весна”, 1913; “Синяя вода”, 1914, и др.). Все сильнее влечет художника “поэзия барской усадьбы” (“Разъезд на рассвете”, 1902; цикл “Бессонная ночь”, “Утро. Осень в усадьбе”, 1906; “Печальные думы”, 1907; “Цветы последние”, 1908; “В старой аллее”, 1913; “Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых”, 1900-е, и др.).

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.

Большая гостиная в Брасове. 1916 - Жуковский Станислав Юлианович:

Большая гостиная в Брасове. 1916 – Жуковский Станислав Юлианович

Интерьер. 1920 - Жуковский Станислав Юлианович:

Интерьер. 1920 – Жуковский Станислав Юлианович

Поэзия старого дворянского дома. 1912 - Жуковский Станислав Юлианович:

Поэзия старого дворянского дома. 1912 – Жуковский Станислав Юлианович

Осеннее утро. Середина 1920-х - Жуковский Станислав Юлианович:

Осеннее утро. Середина 1920-х – Жуковский Станислав Юлианович
С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж (“Радостный май”, “Поэзия старого дворянского дома”, обе 1912; “Весенние лучи”, 1913; “Комната в имении Барсове”, 1916; “Кусково. Малиновая гостиная”, 1917, и др.). Художник любит писать и просто окна – эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является (“Первые предвестники весны”, 1910; “Подснежники”, “Праздник весны”, обе 1911).

Комната в имении Брасово вел. кн. Михаила Александровича. 1916 - Жуковский…:

Комната в имении Брасово вел. кн. Михаила Александровича. 1916 

После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики.

Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним (“Перед маскарадом. Портрет жены”, 1923; “Речка в Полесье”, “Осеннее утро”, “Иней”, все 1928, “Лунная ночь. Жасмин и пионы”, 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.

Лунная ночь. Жасмин и пионы. 1929 - Жуковский Станислав Юлианович:

Лунная ночь. Жасмин и пионы. 1929 – Жуковский Станислав Юлианович

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х – начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.

http://www.artcyclopedia.ru/

поделиться
error