Жуковский Станислав Юлианович

Станислав Жуковский - Усадьба осенью:

Станислав Жуковский — Усадьба осенью

Будучи «умеренным» импрессионистом Жуковский, вслед за своим любимым учителем Левитаном, стремился передать лирические состояния природы. Главной темой творчества художника стала окрашенная ностальгией поэзия дворянских усадеб и парков. Излюбленный жанр мастера – интерьер с активным включением пленерной свето-воздушной среды.

Чудесны усадебные виды и интерьеры в живописи Жуковского, но в сентябре  особенно замирает сердце перед «Последними астрами» или » Терассой»!

Станислав Жуковский - Последние астры:

Станислав Жуковский — Последние астры

Увядающие астры. 1910 - Жуковский Станислав Юлианович:

Увядающие астры. 1910 — Жуковский Станислав Юлианович

В старой аллее. 1913 - Жуковский Станислав Юлианович:

В старой аллее. 1913 — Жуковский Станислав Юлианович

Княжеский дом осенью. 1909 - Жуковский Станислав Юлианович:

Княжеский дом осенью. 1909 — Жуковский Станислав Юлианович

Опустевшая дача. 1907 - Жуковский Станислав Юлианович:

Опустевшая дача. 1907 — Жуковский Станислав Юлианович

Родился Станислав Жуковский в семье известного польского дворянина, лишенного за участие в польском восстании 1863 года всех сословных и имущественных прав. Увлеченный живописью, молодой человек уехал учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1892—1901). Безусловно, наибольшее влияние на живопись С.Ю. Жуковского оказал И.И. Левитан, который выделял талантливого юношу среди своих учеников. Да и успех приходит к С.Ю. Жуковскому достаточно скоро. Студентом он становится участником Товарищества передвижных художественных выставок, некоторые из его первых работ приобретает Третьяковская галерея. С.Ю. Жуковский — один из организаторов Союза русских художников, преподаватель МУЖВЗ и основанной им художественной школы, академик.

Портрет Жуковского  Станислав Жуковский - Бессонная ночь:

          Станислав Жуковский — Бессонная ночь

Первые годы советской власти художник живет и работает в Вятке. В 1921 году возвращается в Москву, устраивает выставку своих картин, вызвавшую несправедливые нападки занимавших в эти годы главенствующие позиции в искусстве представителей авангардистской живописи. Возможно, такое отношение коллег по искусству, возможно, ностальгия по исчезнувшим временам «дворянских гнезд», возможно, зов крови заставили художника в 1923 уехать в Польшу. Он продолжает работать, собирается временами вновь переехать теперь уже в СССР. Но годы идут, в Европе накатывается новый вал катаклизмов. В огне Второй мировой С.Ю. Жуковский и сгорает. После неудачного Варшавского восстания (1944) он погибает в нацистском концлагере. источник

Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени.
Жуковский С.Ю.

Моне, Сезанн и другие — прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным…
Жуковский С.Ю.

Жуковский — художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным, свежим, молодым поэтическим чувством. В тонах его пейзажей нет ни одного манерного, банального, условного тона: все десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено в поэтическом творческом процессе.
Из обзора Передвижной выставки 1903 года

Жуковский Станислав Юлианович (1875 — 1944) Радостный май. 1912

В его живописи, сперва сдержанной по тону, затем все более импрессионистически-красочной, доминируют лирические пейзажи. Особенно известны его усадебные — пейзажные и интерьерные — мотивы, переливчато-живые по колориту и в то же время проникнутые элегической тоской («Усадьба осенью», 1906; «Радостный май», 1912; «Комната в имении Брасово великого князя Михаила Александровича», 1916).

Станислав Жуковский - Брошенная терасса:

Станислав Жуковский — Брошенная терасса .1911

Осень. Веранда. 1911 - Жуковский Станислав Юлианович:

Осень. Веранда. 1911 — Жуковский Станислав Юлианович

Под вечер. 1910 - Жуковский Станислав Юлианович:

Под вечер. 1910 — Жуковский Станислав Юлианович

В начале XX столетия С. Ю. Жуковский — один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

Ранние пейзажи художника («Закат. Верховья Волги», 1897; «Весенняя вода», 1898; «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето», оба 1899; «Восход луны», 1902; «Хотьково», 1903) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX — начале XX в., очень важна и для Жуковского.

Усадьба. 1900 - Жуковский Станислав Юлианович:

Усадьба. 1900 — Жуковский Станислав Юлианович

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче — сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем («Мартовский вечер», 1904; «Плотина», 1909; «Под вечер», 1910; «Осень. Веранда», 1911; «Увядающие астры», «Свежий снег», обе 1912; «Озеро», 1912-14; «Весна», 1913; «Синяя вода», 1914, и др.). Все сильнее влечет художника «поэзия барской усадьбы» («Разъезд на рассвете», 1902; цикл «Бессонная ночь», «Утро. Осень в усадьбе», 1906; «Печальные думы», 1907; «Цветы последние», 1908; «В старой аллее», 1913; «Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых», 1900-е, и др.).

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.

Большая гостиная в Брасове. 1916 - Жуковский Станислав Юлианович:

Большая гостиная в Брасове. 1916 — Жуковский Станислав Юлианович

Интерьер. 1920 - Жуковский Станислав Юлианович:

Интерьер. 1920 — Жуковский Станислав Юлианович

Поэзия старого дворянского дома. 1912 - Жуковский Станислав Юлианович:

Поэзия старого дворянского дома. 1912 — Жуковский Станислав Юлианович

Осеннее утро. Середина 1920-х - Жуковский Станислав Юлианович:

Осеннее утро. Середина 1920-х — Жуковский Станислав Юлианович
С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж («Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома», обе 1912; «Весенние лучи», 1913; «Комната в имении Барсове», 1916; «Кусково. Малиновая гостиная», 1917, и др.). Художник любит писать и просто окна — эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является («Первые предвестники весны», 1910; «Подснежники», «Праздник весны», обе 1911).

Комната в имении Брасово вел. кн. Михаила Александровича. 1916 - Жуковский…:

Комната в имении Брасово вел. кн. Михаила Александровича. 1916 

После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики.

Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним («Перед маскарадом. Портрет жены», 1923; «Речка в Полесье», «Осеннее утро», «Иней», все 1928, «Лунная ночь. Жасмин и пионы», 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.

Лунная ночь. Жасмин и пионы. 1929 - Жуковский Станислав Юлианович:

Лунная ночь. Жасмин и пионы. 1929 — Жуковский Станислав Юлианович

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х — начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.

http://www.artcyclopedia.ru/