Своими полотнами Эдгар Дега внес блистательный и неоценимый вклад в историю и французского, и мирового импрессионизма, хотя вначале нельзя было предположить, что он станет кем-либо большим, чем рядовым академическим художником. Эти предположения основывались на среде, из которой вышел Дега, полученное образование и частые посещения Италии, где молодой художник знакомился с классическими образцами искусства.

Но широкой публике Дега прежде всего известен как художник, изображавший на своих полотнах балерин, и действительно никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно. Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет и открыл свое видение всему миру. Балетная тема позволила Дега сочетать эффекты искусственного освещения с изысканными линиями, но в развитии своей темы художник шел достаточно осторожно, его произведения резко отличаются от таких классиков импрессионизма, как Ренуар, Писсаро, Моне. Импрессионизм, как говорят некоторые, не имеет морального посыла в работах, но если посмотреть на другие работы Дега, мы можем найти людей работающих, людей, проводящих время со своей семьей.

Голубые танцовщицы – Дистопия:

Дега, как и многие художники того времени, был завсегдатаем театра, но он совершенно иначе подошел к теме театра. Сюжетные зарисовки, которые повторяли балетные сценки или реалии из жизни танцовщиц за кулисами, являются своего рода «визитной карточкой» мастера. Эта тематика проходит стержнем через его творчество, постоянно воплощаясь им с помощью пастели и масла. И Дега показал нам разные уголки театра: фойе, сцену, артистическую уборную, видимую в щель приоткрытой двери.

В «Голубых танцовщицах» Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции.  Критика, как и публика, часто не понимали манеру художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

Без сомнения, «Голубые танцовщицы», написанные в 1899 году и в настоящее время выставляющиеся в Пушкинском музее изобразительных искусств в Москве, являются кульминацией изучения пластики и танцоров как таковых. Однажды, пытаясь объяснить свой пылкий интерес к репетициям, спектаклям, а так же тренировкам балерин, Дега сказал: «Люди называют меня художником танцующих девушек. Но им никогда не приходило в голову, что мой интерес состоит совершенно не в этом, а заключается именно в представлении их одежды и движения». «Голубые танцовщицы» были написаны пастелью в последние годы своей карьеры, когда Дега работал в своей большой студии на Монмартре. Он часто говорил, что посетитель его мастерской будут называть его работы волшебными, в такой-то мрачной обстановке.

Непринужденная подача смысла и неакадемический характер композиции, соединяясь с радужными яркими бликами чистых красок, воссоздают перед нами дух танца. Пастель, так любимая художником, позволила ему соединить линии рисунка и цвет в одно непревзойденное целое. Фигуры четырех танцовщиц передают своей пластикой гармонию синхронного движения. Изображен ли здесь момент репетиции, танца, или, быть может, на полотне запечатлена одна и та же балерина, но в четырех разных па? Скорее всего, мы не будем вдаваться в эти подробности, так как нас заворожит сияние голубого цвета – то насыщенного синими оттенками, то плавно переходящего в изумрудные.

Доподлинно неизвестно, какой именно сюжет лег в основу полотна — наблюдал ли художник за выступлением танцующих девушек или за репетицией. Как я уже писал ранее, существует мнение, что все четыре фигуры — лишь одна, повторяющая различные движения. Несмотря на эти разногласия, критики сходятся во мнении, что на этой картине сказалось еще одно из увлечений Дега — фотография. Это доказывает ассиметричная композиция полотна, а так же внезапность “кадра”, обрезающего части сюжета.

Дега часто посещал студии своих коллег и вобрав в себя различные точки зрения, преумножил свой и без того потрясающий талант. Освоив различные техники, включая масло, пастель, гравюру, скульптуру и фотографию, он отразил всю внутреннюю сложность человеческой натуры, выделяя ее самые мельчайшие и самые мимолетные жесты.

http://dystopia.me/danseuses-bleues/

поделиться