С  приближающимся Днём Победы, друзья! Город уже в особом настроении)) Сегодня этот день невозможно представить без развевающихся георгиевских ленточек.

Но Георгиевские ленты  можно встретить и на памятниках русского искусства. Знаменитый завод Гарднера выпустил в конце 18 века фарфоровый комплекс из четырёх орденских сервизов, которые принято условно называть: Георгиевский (1777 – 1778), Андреевский (1778 – 1780), Александровский (1778 – 1780), Владимирский (1783 – 1785)
Полные наименования Орденских сервизов следующие: ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия; ордена Св. Апостола Андрея Первозванного; ордена Св. Благоверного князя Александра Невского; ордена Св. Равноапостольного князя Владимира
Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа — Журнал SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
Композиция с предметами из Георгиевского сервиза, скульптурами из серии «Народности России» (модели Ж.Д. Рашетта, ИФЗ, 1780-1790-е, фарфор) и бокалом из «Приборной» посуды императрицы Екатерины II (Потёмкинский стеклянный завод, 1780 – 1796-е, стекло). Государственный Эрмитаж
Ил. 1 а. Тарелка из Георгиевского сервиза. Фрагмент. Государственный Эрмитаж — Журнал SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
Тарелка из Георгиевского сервиза. Фрагмент. Государственный Эрмитаж


«Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы»

Пункт 3 Георгиевского статута 1769 года


Предметы Георгиевского сервиза, рассчитанного на 80 кувертов (приборов на одну персону; франц. couvert – покрытый), украшены четырёхконечной золотой звездой, в центре которой вокруг вензеля СГ (Святой Георгий) помещён девиз: ЗА СЛУЖБУ · IХРАБРОСТЬ («За службу и храбрость»).

Георгиевская лента с чередующимися тремя чёрными и двумя оранжевыми продольными полосами особенно выразительно смотрится на зелёном фоне лотков, обыгрывающих природные формы листьев. Знак ордена – четырёхконечный крест с изображением св. Георгия, восседающего на коне и вонзающего копье в пасть змия, знаменует победу святого, олицетворяет торжество добра над злом.

Детали Георгиевского сервиза. Завод Гарднера.1777 г.
Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа — Журнал SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
Предметы из Георгиевского сервиза. Государственный Эрмитаж

Крышки креманок украшены лепными белочками, грызущими орехи
Этот нехитрый сюжет следует читать на известном в XVIII веке языке аллегорий. В популярной в свое время книге «Символы и эмблемата» («Symbola et emblemata») надпись под рисунком с белочкой раскрывает аллегорический смысл изображения: «Без труда не получишь его ».
Сухарница  из  орденского   Св.  Георгия   Победоносца  сервиза.
Сухарница  из  орденского   Св.  Георгия   Победоносца  сервиза.

Орден Св. Георгия, которым награждались офицеры и генералы за выдающиеся боевые заслуги., был утвержден императрицей Екатериной II 26 ноября 1769 г. Этим числом отмечался и ежегодный орденский праздник, для которого был создан сервиз.
Праздники проводились по единому церемониалу раз в год: в дни почитания святого или в даты принятия Статута (устава) ордена. Приглашенные ко Двору являлись в орденских облачениях. Сама Екатерина Великая, будучи шефом четырёх полков, присутствовала как на орденских, так и на полковых праздниках в соответствующих мундирных платьях, которые различались цветом и отделкой галуном.
М.А. Зичи. Празднование Дня св. Георгия в Зимнем дворце 26 ноября 1887 года. 1887. Акварель. Государственный Эрмитаж
М.А. Зичи. Празднование Дня св. Георгия в Зимнем дворце 26 ноября 1887 года. 1887. Акварель. Государственный Эрмитаж

Работа над Георгиевским сервизом была закончена в 1778 году.Уже через три дня после прибытия в Петербург «первая присылка» Георгиевского сервиза использовалась во время кавалерского праздника в Зимнем дворце. Это произошло 26 ноября, в девятую годовщину со дня учреждения одноименного ордена. «Для сервировки стола был употреблён Парижский серебряный сервиз и “фарфор вновь сделанный со знаком Георгиевского ордена”. Императрица в длинном армейском мундирном платье и ордене св. Георгия “изволила шествовать к нарядно убранному столу и кушать обеденное кушанье на 52 кувертах с кавалерами ордена”. Она собственноручно подавала орденским кавалерам церемониальные кубки с вином, а за столом сама разливала суп и была в высшей степени внимательна к своим гостям».

«Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы»Пункт 3 Георгиевского статута 1769 года

Орденские сервизы гарднеровского производства  органично вписались в торжественную обстановку парадных банкетов, став необходимым атрибутом кавалерских праздников. Все они употреблялись по назначению с момента их изготовления в последней четверти XVIII столетия и вплоть до 1916 года. Для праздников специально разрабатывались расстановки столов и их убранство , создавались красочные меню. Так, 26 ноября 1895 году кавалерам ордена Св. Георгия «были накрыты столы на 280 кувертов в Георгиевском зале, низшие чины обедали в Иорданской галерее, где были расставлены столы на 1 149 человек. Перед каждым участником обеда в галерее стояли миска, глубокая и плоская тарелки с изображением Георгиевского креста, стакан, рюмка, вилка, ложка, нож и салфетка. Во время обеда “играли три хора военной музыки”». В тот день на стол тогда подавались:
Суп Минион из черепах по-Английски
Пирожки
Паровая стерлядь
Седло дикой козы
Страсбургский паштет
Пунш
Французские пулярды
Салат
Артишоки и зеленая спаржа
Пудинг с грушами
Мороженое
Десерт».
___

Завод обрусевшего английского купца Ф. Я. Гарднера был  первым частным фарфоровым производством в России, основанным в Московской губернии в 1766 году. Благодаря контактам в Английском клубе Гарднер зарекомендовал себя человеком дела, а его фарфоровые поднесения русскому Двору демонстрировали способность подмосковного предприятия создавать вещи «супротив европейских», тем более что в сравнении с казённой мануфактурой гарднеровские изделия обходились намного дешевле. Для самого же заводчика предложение выполнить парадные сервизы для Императорского Двора оказалось весьма лестным и перспективным.
https://clubic.ru/
https://lermontovgallery.ru/

поделиться
error