Существует теория, что каждая эпоха имеет свой дух времени – Zeitgeist, который дает характерную узнаваемую эстетику в самых разных областях, от высокого искусства до бытовых привычек. При таком подходе увлечение геометрией в моделях одежды Варвары Степановой можно сопоставлять с конструктивизмом в живописи и графике того же периода или с минималистской архитектурой концертного зала в Стокгольме 1926 года.

В конце XIX века подобным универсализмом обладал стиль ар нуво: знаменитые изогнутые линии господствовали решительно во всех жанрах. Текучий силуэт платьев Поля Пуаре рифмуется с ракушечными завитками в дизайне домов Гауди и с растительными мотивами ювелирных украшений Рене Лалика. Пышные естественные изгибы женской фигуры, волнистые складки тканей становятся символом сценического искусства самой известной танцовщицы того периода Лои Фуллер. Особенно явно видны стилистические соответствия, когда предметы одной эпохи бывают собраны вместе, причем не обязательно ретроспективно, в музее. Для современников в 1900 году Всемирная выставка в Париже демонстрировала триумф ар нуво во всех областях, а Лои Фуллер танцевала там в специальном павильоне со световыми эффектами.
Ольга Вайнштейн 

1896-1905 годы: Лои Фуллер - основоположница танца модерн:
1896-1905 годы: Лои Фуллер – основоположница танца модерн
В своих выступлениях Фуллер демонстрировала собственную форму свободного танца в сочетании с ниспадающими шелковыми нарядами и световыми и воздушными эффектами.
1896-1905 годы: Лои Фуллер - основоположница танца модерн:
1896-1905 годы: Лои Фуллер - основоположница танца модерн:
  

St Mary, Great Warley, Essex

Ceramic Hotel by Jules Lavirotte/ 34 avenue de Wagram, 75008 Paris/ 1904 . Architect: Jules Lavirotte (1864-1924). Ceramist: Alexandre Bigot (1862-1927). Sculptor: Camille Alaphilippe (1874-1934)

Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных
текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.


Budapest, Kerepesi Cemetery. Colonnade.Architects: Gerle Lajos, Hegedűs Ármin, 1904-1908.

[flickr_gallery user_id="58616260@N05" id="72157677841362181"]

 

поделиться