Вермеер жил так тихо, так незаметно, был так прочно забыт потомками, что спохватились слишком поздно. Впрочем, известно, что книги, картины, музыка прочнее камня, “выше пирамид”. Церковные записи — тоже. Потому мы и знаем точную дату его смерти: 16 декабря 1675 года. Известно также, что умер он от сердечного приступа, угнетенный крайней бедностью (война с Францией, разразившаяся в это время, французская оккупация принесли ему убытки), угрозой полной нищеты и разорения, падением спроса на картины (свои и чужие, которыми он торговал, унаследовав от отца это хлопотное дело), страхом за будущее детей.

Согласно обычаю, после смерти кого-либо в дом являлись представители благотворительного комитета: полагалось отдавать им лучшую верхнюю меховую одежду покойного — в пользу городской бедноты. Так вот, в учетной книге комитета записано, что от Вермеера после его смерти ушли ни с чем: “взять было нечего”.
Description of the painting by Jan Vermeer “The Lacemaker”

Jan Vermeer “The Lacemaker”

Intérieur Hollandais from Aliocha Porta on Vimeo.

Спрашивается, где же все эти дамские наряды, ковровые скатерти, люстры и клавесины, кресла, переходившие на своих членистоногих четырех конечностях из картины в картину, украшенные двумя не то песьими, не то львиными бронзовыми головками по бокам, где бокалы и посуда, вышитые подушки и шелковые занавески, картины в дубовых и золоченых рамах, кованые ларцы, жемчужные ожерелья?
Jan Vermeer van Delft - Young Woman with a Pearl Necklace - Google Art Project - List of paintings by Johannes Vermeer - Wikipedia, the free encyclopedia
Jan Vermeer van Delft – Young Woman with a Pearl Necklace

The Concert by Johannes Vermeer | Art Posters
The Concert by Johannes Vermeer 

Jan Vermeer
Jan Vermeer (Delft, 1632 – 1675) – Lady with Her Maidservant Holding a Letter circa 1666-1667, Frick Collection

«Девушка с бокалом вина»	1659/1660	78 × 67 см. Холст, масло.	Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг.

Вермеер «Девушка с бокалом вина» 1659/1660

Romeo on Twitter: "Jan_Vermeer_Bicchiere di vino-1659 #art… "

Мы их знаем наизусть: каменный пол, уложенный в черную и желто-мраморную плитку, плоское блюдо из синего фаянса с яблоками и лимонами, белый кувшин с синей стеклянной пробкой, кочующий из одного сюжета в другой: вот он стоит на столе перед задремавшей девушкой, облокотившейся во сне на стол, вот его держит в правой руке кавалер в широкополой черной шляпе, угощая девушку вином, потом oпять тот же кувшин стоит на свежевыглаженной шелковой скатерти, только на этой картине девушка уже в обществе двух кавалеров, а затем он вновь появляется на подносе, а хозяйка играет для гостя на клавесине. На этот раз он без крышечки: может быть, разбилась? Присмотрюсь: нет, это другой кувшин, похожий на тот, но все-таки другой. Значит, тот разбился. Так и видишь, как художник ходит всю жизнь вокруг одних и тех же вещей — и они не надоедают ему. Вот как нужно писать стихи! Написал стихотворение “Графин”, а через год или два напиши еще один “Графин”, а через несколько лет — третий…

“К чему искать сюжета для стихов, — говорил Фет Полонскому, — сюжеты эти на каждом шагу, — брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты…”

Мы их знаем наизусть — все эти вещи на его картинах, знаем в лицо всех милых обитательниц этого просторного, чистого, радушного, гостеприимного, открытого для музыки и любви, романтических увлечений и живописи, хотелось бы верить — благополучного дома.
Self-portrait by Jan Vermeer

У Вермеера и его жены было пятнадцать детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Все-таки трудно праздничную и легкую атмосферу его картин соединить в воображении пусть не с пятнадцатью, пусть с одиннадцатью детьми! Дети — это вечные болезни, заботы и страх за них. “Я люблю, когда в доме есть дети / И когда по ночам они плачут”. Но когда “плачут” или просто хотят есть сразу столько детей…

А сейчас я назову имена его дочерей: Мария, Альеда, Гертруда, Катарина, Элизабет, Беатриса, Жанна… Мне кажется, это они, его дочери, смотрят на нас с некоторых его поздних картин: одна вышивает, другая играет на гитаре, третья пишет письмо, — они похожи, их легко перепутать, принять одну за другую; больше всех мне нравится та, что изображена в красном ворсистом берете: рот полуоткрыт, глаза блестят, как при простуде, алый отсвет лежит на щеке. Как тебя звать: Гертруда, Элизабет?

И еще одна, совсем юная, девочка-подросток, похожая на мышку: круглые выпученные глазки на остром личике, серая накидка на плечах. Приехав на похороны Бродского в Нью-Йорк, находясь в тяжелом, удрученном состоянии, я зашел в Метрополитен-музей — и эта девочка помогла мне справиться с тоской.

Александр Кушнер . Дельфтский мастер


Johannes Vermeer – 2.5D from Alicia7777777 on Vimeo.


The Vermeers Trailer from Tal S. Shamir on Vimeo.

 

поделиться
error