(с) HabladoraDePerros:
Во время экскурсий по критским храмам и монастырям я обратила внимание на один красивый обычай, который мне, человеку невоцерковленному, показался очень любопытным. Многие иконы там увешаны маленькими металлическими табличками с отчеканенными на них рисунками — в основном, это изображения органов и частей тела (рука, нога, глаза, сердце), портреты и фигурки людей (мужчин, женщин, детей, младенцев).
© Leah Grayson:
Было очевидно, что такие подношения должны выражать просьбу об исцелении, молитву за близкого или же благодарность за уже свершенное чудо (попадались таблички и просто с надписью ευχαριστω – [эвхаристо], греч. «спасибо»).
(с) Areti Antonakopoulou:
Вернувшись, я решила подробнее изучить вопрос. Оказывается, такие таблички называются «тамата» (ταμάτα, от искаж. греч. θαύματα, «чудеса») и, действительно, могут символизировать как надежду на чудо, так и благодарность за него. «Тамата» могут изготавливаться как из золота и серебра, так и из металлов попроще — в зависимости от глубины веры или толщины кошелька. Их можно сделать своими руками или заказать мастеру, купить в церковной лавке или на блошином рынке.
© Vintage Redesign:
Ассортимент картинок весьма широк, как и возможности их трактовки. Например, сердце (один из самых популярных символов) может обозначать как сердечный недуг, так и любовные переживания:

В основном, символика «тамата» связана с темами здоровья, любви и семейного благополучия, — но не ограничивается ими. Например, на этом виртуальном блошином рынке можно найти готовые таблички для «заказа» даже таких материальных благ, как новый домик или автомобиль:

«Тамата» — вид вотивных предметов (от лат. votivus – «посвященный богам»), широко распространенный в греческой и некоторых других православных традициях. Присутствует он и в католицизме, где подобные вотивы обычно подносятся постфактум, в благодарность за отвеченную молитву, и потому называются ex-voto (лат. «по обету»). К слову, об особой разновидности экс-вото — мексиканских вотивных рисунках в жанре наивного искусства — не так давно подробно писал журнал «Вокруг света».
Нетрудно догадаться, что данная традиция, как и многие другие, пришла в христианство из язычества. Античный прообраз «тамата» — глиняные и мраморные таблички-пинаки, которые в большом количестве находят в древнегреческих асклепионах — храмах-лечебницах, посвященных богу медицины Асклепию.
Пинака, дар Асклепию с просьбой излечить ногу. I-II в. до н.э. © Jastrow
Один из самых известных вотивных даров в истории православия был принесен св. Иоанном Дамаскином. По легенде, Иоанн, служивший визирем у халифа, был оклеветан врагами, несправедливо обвинен в предательстве и наказан отсечением кисти правой руки. Получив свою отсеченную кисть, Иоанн затворился у себя, приложил ее к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что кисть чудесным образом приросла обратно. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе изображение своей кисти, выкованное из серебра. С тех пор третья рука воспроизводится на многих списках этой иконы, а сама икона, получившая название «Троеручица» (Trojeručica), считается чудотворной и хранится в Хиландарском монастыре на Афоне, принадлежащем Сербской православной церкви.

В целом, виды вотивных даров, сохранившиеся в христианстве до наших дней, очень разнообразны: это и церковные свечи, и нательные крестики или колечки, которые вешают на иконы в русских храмах, и лоскутки ткани, которые принято повязывать на кусты и деревья рядом с монастырями, например, в Армении. Более того — некоторые бытовые поверья и ритуалы, широко практикуемые нами в повседневной жизни, дошли до нас, минуя христианство, напрямую из язычества. Например, всем известная традиция бросать монетки в фонтаны и колодцы с целью вернуться в полюбившееся место — не что иное, как древний языческий ритуал жертвоприношений водной стихии.
http://www.vokrugsveta.ru/