El entierro del Conde Orgaz (detail) ,  The Burial of the Count of Orgaz (detail), 1586-88. Oil on canvas, Santo Tomé, Toledo, Spain // El Greco:

к вопросу об авторском присутствии

Набоков – ЭльГреко

Наряду с собственными значимыми датами Набоков иногда использовал для зашифровывания своего присутствия в тексте важные семейные даты, такие, как год рождения кого-либо из своих близких. Пример тому можно найти в “Приглашении на казнь”. В сцене ужина накануне назначенной казни есть упоминание “белой розы, отличительно от других украшавшей его (Цинцинната. — Г. Ш.) прибор” (IB, 182; ПК, 105).

EL GRECO The Burial of the Count of Orgaz (detail) 1586-88 Oil on canvas Santo Tomé, Toledo:

Самая известная в живописи белая роза — на картине Эль Греко “Погребение графа Оргаса” (церковь Святого Фомы, Толедо), на которой она украшает одежду св. Стефана, первого христианского мученика. Помимо намека на страдания Цинцинната шедевр Эль Греко крайне интересен и еще в одном отношении: принято считать, что мальчик в левой части картины, показывающий на белую розу, — сын Эль Греко. На носовом платке, торчащем из его кармана, — подпись художника, за которой следует дата рождения мальчика. (Это тем более примечательно, поскольку обычно художники ставят дату завершения своей работы над картиной). Следовательно, вероятная отсылка к шедевру Эль Греко через упоминание белой розы может быть прочитана как зашифрованное “объявление” о весьма важном событии в жизни Набокова — рождении его сына Дмитрия в 1934 году, том самом, когда писатель работал над “Приглашением на казнь”.

El Greco - The Burial of the Count of Orgaz.JPG

Погребение графа Оргаса. 1586—1588

источник

поделиться