Фрагменты моей тематической недели, посвящённой готике, в Инстаграм

  • Секрет: если вы хотите узнать какой-то стиль во всей его полноте, – изучайте его по магистральным направлениям, в тех культурах, где он зародился, а не на периферийных образцах, хотя они бывают совершенно очаровательны.
  • Магистральные направления готического стиля –   французское и немецкое

 


Готика – стиль позднего Средневековья.

Название его произошло от слова «готы», а родиной готики считается Франция. Именно на территории будущей Франции селились в древние времена племена готов. Итальянца эпохи Возрождения именовали так искусство Средних веков, которое они считали варварским.
В отличие от Италии термин «готика» чаще употребляли во Франции, где он отождествлялся с национальным стилем («gothique»).
В XVII-XVIII вв. для обозначения средневекового искусства использовали также термин «francus» (лат. «франкский»), но это название не прижилось.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла…А Сент-Шапель, наверное, можно назвать образцово-показательной готикой.

The Sainte-Chapelle (Paris, France) is considered among the highest achievements of Gothic architecture
Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) — готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242—1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного Константинополя.


 :
Marie de Bourgogne peu après la mort de son père lisant son livre d’heures (livre d’heures de Marie de Bourgogne, p. 14 verso)
На миниатюре слева  Мария бургундская, дочь Карла Смелого, Прекрасная во всех отношениях дама, 15 век
Стиль, возникший в эпоху мистического Средневековья, во-первых проявил себя в здании собора. Потому что, хотите вы того или нет, но храм во все времена и у всех народов моделирует представления о жизни, о том, что в ней главное, а что второстепенное. Главное назначение готического собора- обратить внимание, мысли и чувства верующего к Богу, заставить его поднять глаза к небу.
Отсюда этот торжествующий, всё охватывающий вертикальный ритм, поэтому полукруглые арки предшествующего периода сменились острыми, стрельчатыми, колоны  перестали выглядеть как массивные опоры, а превратились в пучки колоночек, легко взмывающих  вверх. Верхнее пространство заполнилось игрой цветного света, льющегося сквозь витражи,- чтобы увидеть это волшебство человек поднимал голову, он словно видел «божественные вещи во тьме», потому что кругом стоял полумрак.

Оказавшись в соборе человек покидал повседневность (средневековые будни даже и описывать не нужно, мы все в курсе), отстранялся от телесного мира.
Вертикаль как основная формообразующая присутствует во всём, даже в костюме. В готической живописи и скульптуре те же удлиненные пропорции, в убранстве и декоре – игольчатые острые формы.
Если свести образ к одному слову, это было бы слово «игла».


 :

КОНТРФОРСЫ И АРКБУТАНЫ! А ЭТО ПРИЛИЧНО?
Еще как! Без контрфорсов и аркбутанов не  бывает настоящей готики)) если их нет, значит мы смотрим на псевдостиль. Вспомните недавние посты про плотницкую готику. Стиль –это совокупность средств и приемов и когда в одном здании вы видите характерную конструкцию контрфорсов и аркбутанов, витражей и стрельчатых арок и всё охвачено общим вертикальным ритмом, значит перед вами готика.
Не исключено, конечно, что в этот моменты вы смотрите на неоготическое сооружение с пристроенным декоративным контрфорсом, искренне полагая, что вот оно, Средневековье. Очнуться от наваждения можно оценив высоту и размер сооружения. Хотя бы.

ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ
Особенность любой арки – она стремится разъехаться, развалиться, превратить всё в руины)) Именно поэтому везде, где были арки, раньше строили толстые стены. Но парящему готическому стилю не нужны толстые стены! Они тянут вниз к земле, а готика живёт в небесах.

Поэтому средневековым зодчим не осталось ничего другого, как изобрести гениальную конструкцию контрфорсов и аркбутанов! На картинке они подписаны. На том месте, где должна быть толстенная каменная стена, теперь отдельно стоящие столбы – контрфорсы, иногда между ними можно гулять как в лесу. От стены  через арочный мостик – аркбутан тяжесть распора распределяется на эти самые столбики. Так стена стала лёгкой, высокой и даже кажется ажурной из-за богатой каменной резьбы.
Камень дематериализуется на глазах, что и требуется.
Значит, вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, при которой здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов
Если у вас есть вопросы по этому посту – задавайте. Конструкции интересны не всем, я понимаю, но вдруг если совсем непонятно, я постараюсь объяснить.


 :
 :

Вечерние стекла

Гаснет день. В соборе всё поблекло.
Дымный камень лиловат и сер.
И цветами отцветают стекла
В глубине готических пещер.

Темным светом вытканные ткани,
Страстных душ венчальная фата,
В них рубин вина, возникший в Кане,
Алость роз, расцветших у креста,

Хризолит осенний и пьянящий,
Мед полудней – царственный янтарь,
Аметист – молитвенный алтарь,
И сапфир, испуганный и зрящий.

В них горит вечерний океан,
В них призыв далекого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветная распята.

Тем, чей путь таинственно суров,
Чья душа тоскою осиянна,
Вы – цветы осенних вечеров,
Поздних зорь далекая Осанна.

Максимилиан Волошин,1907
 :

ВИТРАЖИ
Свет, льющийся с неба, согласно средневековому мышлению, означал идущий от бога свет, наделенный всеми чарами цвета! Словно наряжая изнутри огромными самоцветами остов собора, витраж идеально согласуется с готической архитектурой .
Без естественного дневного света витражи средневекового собора вообще не существовали, они гасли, исчезали каждый вечер и вновь возникали утром, как бы заново сотворенные светом; формы изображения появлялись с появлением света, и чем интенсивнее был свет, тем больше проявлялся витраж, тем больше фигур, предметов, цветов становилось в нем видимыми.
Их магическое сияние было настолько полным тайны, что верующие непосредственно ощущали проникновение потустороннего через сверкающие витражные окна.

Saint-Étienne de Metz (French for “Saint-Stephen of Metz”), also known as Metz Cathedral, is a historic Roman Catholic cathedral in Metz, capital of Lorraine, France

Собор Святого Стефана или Мецский собор (фр. Cathédrale Saint-Étienne de Metz, нем. Stephanuskathedrale von Metz) — готический католический собор в городе Меце, департамент Мозель, регион Лотарингия. Он был сформирован в XIV веке объединением двух церквей: неф Святого Стефана, построенный в XIII веке, был пристроен к северной стороне более старой романской церкви. Собор находится в самом центре города, на площади Оружия (фр. Place d’Armes), где он является основным объектом исторической центральной части города (фр. сentre ville).


France – Paris – Sainte-Chapelle



Exeter Cathedral, the Cathedral Church of Saint Peter at Exeter, is an Anglican cathedral, and the seat of the Bishop of Exeter, in the city of Exeter, Devon, in South West England. The present building was complete by about 1400
Exeter собор, Собор Святого Петра в Эксетере, является англиканский собор и резиденция епископа Эксетера, в городе Эксетер, Девон, на юго – западе Англии. Нынешнее здание было завершено примерно 1400, и имеет несколько заметных особенностей, в том числе раннего набора misericords, астрономическими часами и самой длинной непрерывной сводчатым потолком в Англии.

Catedral Primada Santa María de Toledo
Кафедральный собор Святой Марии (исп. Catedral Primada Santa María de Toledo) — католическийсобор в Толедо, кафедра примаса Испании, главный собор страны.

Catedral de Santa Maria Gotico s XIII-XIV

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО
В храмовой архитектуре купол или потолок  – символ небесного свода. В готическом соборе часто своды расписаны как звёздное небо. Очень эффектно, пронзительно, как будто драгоценное шитьё.
Небо,  – неизменный экран, на который человек во все эпохи сознательно или бессознательно проецировал свое восприятие мира. Готические небеса полны чудес.

СРАВНИТЕ:

Средние века: В XIII веке Гуго Сен-Викторский пишет: «Небо сияет, словно сапфир, солнце сверкает, словно золото, луна светит матовым блеском, словно электр, одни звезды струят пламенные лучи, другие блистают светом, а иные непременно являют то розовое, то зеленое, то яркое белое сияние». Здесь небо уподоблено богатой ризе или покрову, шитому золотом и драгоценными камнями и ослепительно блистающему
Возрождение: Альберти смотрит на то же небо, но видит его совсем другим: «Один свет от звезд, а также от солнца, луны и прекрасной звезды Венеры, другой свет от огня. Однако между ними большая разница: свет звезд дает тени, равные телу, огонь же большие. Тень остается там, где лучи света прерваны…» Солнце и звезды для Альберти лишь источники света, от которых на землю падают тени; он смотрит на небо и видит тени на земле.


ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА

Duomo di Milano


«style flam­boyant»

ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА

В 15 веке готика «запламенела». Случился средневековый маньеризм.
Столбики, завивающиеся вокруг своей оси – действительно изощрённо!
Многое, что было частью конструкции теперь как бы вырвано из общей связи, размещено произвольно, как простое украшение, все завивается, сгибается, оплетается и зазубривается!

Пламенеющая готика – вариант поздней готики, в котором сложные формы ажурного орнамента выглядят как языки пламени- это выражалось в удлинении фронтонов и вершин арок. В этом не было конструктивной необходимости, как и в огромном количестве контрфорсов Миланского Дуомо – украшательство стало навязчивой идеей. Никакого новаторства, просто усложнялись старые элементы, делаясь всё более изысканными и вычурными. И архитектура и декоративные произведения сделались атектоничными.
Пламенеющая готика– это экстаз, границы между красотой и роскошью стираются, блеск и великолепие – основная цель искусства  в это время. Некоторые исследователи называют это боязнью пустоты, когда все свободное пространство заполнялось орнаментом как можно гуще и плотнее
В этот период стиль пронизывал  собой все сферы жизни . Например – цитата:«когда ларь обращается в шкап, который стоит на тонких, очень высоких ножках и весь сплошь покрыт резным орнаментом» ( намек на излишества и атектоничность).

НО! Правда ведь, когда что-то уходит, появляется что-то совсем новое. В любом декадентстве и упадничестве ( а пламенеющая готика это чистое декаденство) спрятаны зерна новых открытий. Как только целесообразность в архитектуре отступила на второй план, другие виды искусства, бывшие её  частью, получили свободу! Скульптурная пластика и живопись стали свободны от архитектуры.


 :
Madonna z Krużlowej, ok. 1400-1410, wł. Muzeum Narodowe w Krakowie «Мадонна из Кружлёвы»
Богемия (Прага), 1395
(нем. Schone Madonnen)

ПРЕКРАСНЫЕ МАДОННЫ
Как вам эти прелестницы? Такие изящные, живые и непосредственные!Не могут на малыша нарадоваться.Эти мадонны относятся к эпохи совсем поздней готики, которую в учебниках называют «мягкой», а чаще «пламенеющей».
Когда в стиле начинает преобладать манера – это всегда признак завершения большого явления. Вот и готика в 15 веке стала более декоративной, – архитектурные образцы покажу следующем посте, сегодня было некогда, поэтому решила ограничиться одной, но привлекательной публикацией.
Мадонны конца 14 -15  века – изысканны, может быть даже слишком, т.е. прихотливы и нежны, всегда одеты в пышные одеяния, в них нет скорби, больше земной радости.Такой тип скульптурных изображений Богоматери  был распространён не только в Германии и окологерманских землях, в Австрии, Чехии, Польши. Мне особенно нравятся чешские! Чисто эстетически. Это деревянные алтарные скульптуры, раскрашенные, очень нарядные и часто вполне кокетливые. Размер примерно 60 см (плюс- минус).
Французское  происхождение тоже отмечено, но во Франции их делали из слоновой кости, главным образом.

Почти всегда младенец в этих композициях играет с яблоком. Яблоко в христианском символизме – если оно в руках Христа – означает плод спасения ( а Христос – новый Адам). Иногда яблоко в руке Богоматери, в этом случае она трактуется как новая Ева.
В популярной литературе эти чудесные скульптуры  именуются «прекрасными мадоннами» за их нарядность, в специальной – «S-образными мадоннами», потому что в композиции каждой из них читается S- образная кривая,( «готическая кривая»), игнорирующая конструкцию формы, –  общая тенденция поздней готики, стремившейся к нарядности и декоративности.
Утончённая экспрессивная пластика поддерживается прихотливой игрой складочек одеяний, в которых много иррациональной динамики.

В это время и в архитектурном облике собора появляется много  извилистых линий и форм, почему собственно этот поздний стиль стал называться «пламенеющим».
Как видите, всё взаимосвязано, стиль касается всего.


 :
1.Kölner Dom(Cologne Cathedral) 2.Notre-Dame de Reims
2.Кёльнский собор 2.Реймсский собор
Если абстрагироваться от деталей ( шпили, ребра, шипы и тп) и свести разговор  к главной формальной особенности готического стиля, то архитектура немецких  соборов целиком подчинена вертикали, ничем не сдерживаемому порыву в небеса. Именно поэтому эти сооружения почти всегда заканчиваются очень острыми шпилями. Они, как иглы, вонзаются в небо.
Во французских  памятниках, даже если все элементы фасадов сами по себе подчинены вертикали, завершаются шпилями и стрельчатыми формами, общая композиция фасада уравновешена сильно выраженными горизонтальными тягами. Горизонтали тащат вниз к земле, как бы придерживают порыв. Классический пример #Notre-Dame de Paris.. Кроме того большинство фр. соборов завершаются двумя башнями, которые как  будто срезаны по горизонтали, даже если это башни Реймса, состоящие и острых арочек и башенок. Поэтому я не вставила в пост фото Нотр-Дам де Пари, уж слишком откровенный контраст Кёльнскому собору. В такой размеренности проявился французский рационализм и, конечно, определённое изящество фрацузской логики.

Немцы же в стремлении к непостижимомому даже розу  заменили стрельчатым окном и бывают такие немецкие соборы, как одна башня и она заключает в себе весь собор, рвущийся к небу.


 :
 :
КРИК ГОРГУЛЬИ
Наконец-то я могу показать собственные снимки)) Потому что пост о горгульях, а каркасонские горгульи – мои любимицы.
От Каркасона осталось двойственное впечатление.  С одной стороны я получила интереснейшие знания о катарах и даже потом, в порыве,  написала статью «Люди и камни стараны Ок». С другой- крепость настолько напичкана туристическим лавочками, что похожа на пирог с начинкой.

И только кафедральный собор Сен-Назер-Сен-Сельс ,полный достоинства Абсолюта, не нисходящий до окружающей суеты, полностью перекрывает собой всю эту мирскую затею с музеем- магазином для туристов.Но для меня самыми незабываемыми оказались трогательные, пугающие и пугливые существа мира тьмы – горгульи, химеры, гарпии, спрятавшиеся в тени его карнизов. Они кричат. Вопят истошно.
Совсем не страшные, мучительно переживающие туристический хаос внизу, они как будто посылают  людям какие-то предупреждения. Но мало кто всматривается в эти гротескные  образы наверху, потому что в витрине лавки выставлены их гипсовые двойники с наклеенными ценниками и это, наверное, интереснее для  туриста.
***
В наше время горгулья ( или горгулий) – растиражированный персонаж, без которого невозможно представить ни фильм-страшилку, ни романтическое фэнтези, ни готическую субкультуру.
По этой причине в массах возникло убеждённость в существовании Такого вот средневекового демонического существа, изображения которого отпугивали от замков и соборов злых духов.

Вынуждена разочаровать. Горгулий – это краешек водосточного желоба, оформленный в виде гротескного персонажа, и предназначен он для отвода дождевых вод от стен здания. Но они такие разнообразные и интересные! Их хочется разглядывать и разглядывать! Лично я собираю коллекцию изображений горгулий.
И всё же. Для собственно средневековой культуры горгулий настолько ничтожная деталь, что письменные источники её совершенно игнорируют.


 :

БУРГУНДСКИЕ МОДЫ
«Готическая кривая» определяла форму мужского и женского костюма в 15 веке.
Законодателем мод в 15 стал бургундский двор. Герцогство Бургундия во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную столетней войной Францию. Бургундские герцоги обратили позднюю готику в утонченное и роскошное искусство. Бургундская придворная одежда,
ее богатство, а также исполненная фантазии отделка вызывали восхищение знати во всей Европе, и в дальнейшем, до самого конца XV столетия, служили образцом для подражания и получили название «придворных бургундских мод». Иногда этот период в истории костюма называют также «карнавалом мод». Модный силуэт характеризовался удлиненностью, изысканностью и вычурностью линий. Это была настоящая феерия одежд из пестрых тканей, украшенных мелко вырезанными фестонами («экревиссами»)и бубенцами. Сегодня готическая одежда выглядит для нас гротескно, но она была абсолютно созвучна эпохе, охарактеризованной исследователями как время большого эротического возбуждения.

Остроносая обувь стала символом безупречного стиля. Моду на подобную обувь -пулены (poulaines — нос корабля),ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою
непричастность к труду.
Длина носов была строго регламентирована:
принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни,
родовитым дворянам – в 2 ступни,
рыцарям – в 1,5 ступни, горожанам – в 1 ступню,
простолюдинам – в 0,5 ступни.

Мало того, пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.
Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.
Вот таков готический декаданс.


File:LittleMoretonHall.jpg
Little Moreton Hall, built in stages between 1504-62.  in Cheshire, England
Мортон Холл построен в несколько этапов между 1504-62, графство Чешир Англия
Основа фахверкового дома – сложный деревянный каркас:

ФАХВЕРКИ
Я была не права, ответив @tory7878, что фахверк это не  стиль, а конструкция. То есть он конечно конструкция. Но от конструкции малый стиль ( которых в архитектуре масса, они проходят третьим планом, скажем так, оставаясь в тени больших архитектурно-художественных стилей) получил своё название. Решила перепроверитиь – и да!
Всё же в жилой архитектуре есть стиль фахверк. И это еще раз подтверждает, что архитектура – это искусство, а не только инженерное творчество. Чтобы придать сооружению неповторимый выразительный облик не украшательством, а чисто конструктивными средствами, нужно иметь воображение!

Фахверк –  это строительная конструкция 15 века, применявшаяся при строительстве жилых и хозяйственных построек в Германии. Она укрепляла стены зданий. По сути это деревянный каркас из балок, заполненный камнем, щебнем или кирпичом.
Получается, что и архитектура соборов, и жилая архитектура готического периода – всё держится на каркасных конструкциях.
Структура фахверков не маскировалась, а образовывала на внешней поверхности стены узор из пересекающихся вертикальных, горизонтальных и диагональных линий.
Особое расположение элементов каркаса не только визуально разделяла фасад на панели разнообразной формы, но и создавала причудливый рисунок (их еще называют «фигуры»): «человек», «андреевский крест», «дикий человек» и другие.

Безусловно, мы все очарованы сказочным обликом средневековых европейских городов, – особенно в наше время, когда на улицах чисто и красиво, а немецкие, английские и швейцарские городки выглядят, как музеи под открытым небом. Действительно есть на что засмотреться – иногда фахверк принимал чрезвычайно сложные и изысканные формы.
«Стиль фахверк» ( обращаю внимание ещё раз – это малый стиль, региональный) благополучно пережил Средние века, барокко  и классицизм.

Мне больше всего нравится идея этажности. Чтобы не заливать фасадную стену осадками, строители стали использовать технику выступов (этажи выступают вперед один над другим), благодаря которой вода от дождя, попадая на фасад, стекала не с этажа на этаж и на фундамент, а непосредственно на землю. А торцовые стены и так были защищены, они плотно прижимались к соседним домам.
Стремление защитить фасад от чрезмерного намокания постепенно получило творческое направление, а техника выступов стала использоваться для строительства всевозможных балконов и эркеров. Вот так сформировался такой притягательный образ тюдоровского коттеджа, немецкого  Fachwerkhaus и других замечательных домиков.


поделиться
error