В Японии в период Эдо (1603—1868) в крупных городах процветала торговля телом.
Сёгунат Токугава запретил свободные занятия проституцией с целью контроля над доходами и установил границы кварталов проституток. В Киото таким кварталом стал Симабара, открытый в 1641 году. Его название, предположительно, происходит от больших ворот, напоминающих ворота замка Симабара в Бидзэне.
В период Эдо Симабару называли «лицензированным кварталом» или просто «кварталом», чтобы различать высококлассных куртизанок Симабары от нелегально работающих в городах проституток.

Таю в Киото (ойран в Токио) были проститутками высокого класса. Иностранцы порой путают проституток и гейш. Гейша – это человек искусства и никакого отношения к сексуальным услугам не имеет. Однако, таю были также образованы и искусны в мастерстве, как и гейши. Они обучались у лучших учителей каллиграфии, музыки и танцев. Но в отличие от гейш, оказывали сексуальные услуги (высокого уровня).Они оставляли за собой право самим выбирать мужчин. Самые высококлассные проявляли благосклонность не сразу, а только после нескольких встреч.
Свою неприступность и высокую цену они подчёркивали высокими причёсками с множеством плоских раздвоенных шпилек ёситё и дорогих украшений. В причёске с 4-х сторон было по коралловой подвеске, на каждую из которых прикреплялась монетка или золотое украшение.

Поверх кимоно одевали парадную накидку утикаэ. Она представляла что-то вроде статусной верхней одежды для знатных дам. Рукава были почти до пола. Пояс у кимоно завязывался спереди (у гейш сзади) сложным узлом в форме сердца. ( У проституток низших рангов пояс завязывается спереди простым узлом).
Таю, как и гейши выбеливают лицо, но ещё и чернят зубы по старинной традиции. Они носят высоченные трёхзубые чёрные гэта.

Куртизанку всегда сопровождала свита: две девочки-ученицы камуро, на одеждах которых было указано имя хозяйки или название заведения, служанка и слуга с зонтом.

В Симабаре работала знаменитая Ёсино таю. Она родилась в апреле 1606 г. в семье самурая, жившего в Киото. Девочка получила имя Токуко.
После смерти родителей ее в 7-летнем возрасте продали в публичный дом. Токуко Мацуда стала камуро – ученицей и служанкой таю (высококлассных куртизанок). Девочка получила прекрасное образование. Она проявляла незаурядные таланты во всех сферах ремесла: в танцах, в игре на музыкальных инструментах, в составлении икэбаны, в японской поэзия и каллиграфии, а также в чайной церемонии. В 14 лет Токуко была уже широко известна под именем Ёсино-таю. Её популярности могли бы позавидовать многие поэты, художники и артисты.
Звание таю соответствовало по значению чиновнику 5-го ранга при императорском дворе. Подобный ранг имели даймё (феодальные землевладельцы-самураи). Люди такого уровня были вхожи ко двору императора.
Среди поклонников и клиентов Ёсино-таю были известные и состоятельные люди начала 17-го века. Среди друзей Ёсино был и буддийский монах Никкэн , основавший секту Нитирэн-сю . Ёсино проводила много времени в беседах с этим мудрым человеком . Она спонсировала основанный им храм – Дзёсё-дзи. На деньги Ёсино установлены центральные ворота храма – Сю-мон, существующие и по сей день.
В возрасте 26 лет Ёсино выкупил наследник одной из богатейших купеческих семей Киото – Дзёэки Хаия и женился на ней.
В последние годы жизни Ёсино проводила много времени в беседах с монахом Никкэном.
Умерла она в октябре 1643 года в возрасте 38 лет и была похоронена на территории храма Дзёсё-дзи. Ее могила стала местом паломничества для всех девушек, которые пытались достичь вершин её мастерства.

Квартал Симабара был закрыт в 1958, когда под давлением американцев в Японии запретили проституцию. Однако куртизанкам наивысшего ранга – таю – было позволено продолжить работу, исключив из нее сексуальную деятельность.
Так что, Симабара существует и по сей день. Она находится в юго-западной части Киото. Я с трудом разыскала это место на карте.
Сохранились главные Восточные ворота Симабары – Даймон или О Мон. Справа от ворот – колодец с вёдрами.

За воротами находится обычный жилой городской квартал.

Однако, там сейчас работают два дома, сохранённых как историческое наследие: Ватигайя , открытый в 1688 г., и Сумия, открытый в 1641 году. Туда устраиваются туристические экскурсии.
Ватигайя сейчас для обычной публики закрыт. Он является единственным работающим в Симабара окия (“окия” – дом гейш, людей искусства). Но периодически в нём устраивают мероприятия с участием последних действующих таю Симабары. Он также послужил декорациями для нескольких художественных фильмов из жизни Симабары.

Относительно недавно, 3 года назад в апреле 2015 года, в Ватигайя состоялся дебют Сакураги-таю. Ей 18 лет, она таю в 10 поколении. Такое событие произошло впервые за 22 года.
С младшей школы Сакураги-таю изучала японские традиционные танцы “нихон буё” и чайную церемонию, а также служила ученицей таю “камуро”.Она стала “минараи-таю”, и начала осваивать изысканные жесты и прочие тонкости поведения на о-дзасики (банкете).

Во время своего мисэдаси (дебюта) 4 апреля Сакураги-таю посетила Сумия, бывший окия времён Эдо, а ныне – музей искусств. Она прибыла туда в полном облачении таю, с причёской “татибана”, декорированной кандзаси и другими украшениями. Общий вес такого костюма составляет около 30 кг. Но она полна намерений достичь высочайшего уровня исполнения танцев и отточенности движений!
А это и есть дом-музей Сумия. Всё огорожено сплошным забором и глухими стенами.
Туристов пускают только во внутренний двор.

Домом Сумия в 13-ти поколениях владела семья Накагава. Он был типичным традиционным рестораном Симабары. Сейчас Сумия является Агэ-я – типом заведения наподобие закрытого элитного клуба, куда пускают избранных или же по рекомендации. Здесь собираются, чтобы обсудить важные дела или поговорить об изящном. Сюда же и приглашают красивых и образованных женщин – таю, чтобы они украсили беседу и развлекли своими талантами.
Когда-то здесь танцевали гейши и читали хайку знаменитые поэты.
***
Печальный аромат
Цветущей сливы ветка
В морщинистой руке.
***
Тихий весенний дождь.
Ракушки на маленькой отмели
Он еле-еле смочил.
***
Оттуда, где моря простор,
Светит весеннее солнце.
Вишни в цвету на горах!
Ёса Бусон

Сумия была не столько местом для развлечений, сколько местом встреч и культурным салоном, где собирались видные деятели литературы, искусства, политики. Это единственная постройка такого рода, которая сохранилась в Японии.
Двери-ширмы, затянутые японской бумагой, расписаны великими художниками.

В глубине сада – несколько чайных домиков, где гости могли найти покой и уединение.

В Симабара наших дней чтут почти 400-летние традиции. В настоящий момент работают 4 таю. Они развлекают гостей музыкой, танцами, старинными играми и проводят чайные церемонии, ведут беседы с гостем. Утончённость искусства таю понятна, ведь их основными клиентами были аристократы и сам император. К сожалению, у них нет учениц , и их искусство умрёт вместе с ними.

Редкие появления таю на публике при полном параде сопровождаются толпами любопытных зрителей, как и в старые времена. В своих шикарных нарядах они никогда не выходят на улицу в одиночку, впереди всегда идут две девочки-камуро. Как и в старину, они передвигаются на трехзубых платформах, высотой около 15 см . В Токио-Эдо высота платформы доходила до 45 см. (Кстати, в помещении куртизанки ходили и танцевали босыми).

 

В память о Ёсино-таю в Киото ежегодно в апреле проходит парад таю Симабары. А на параде эпох непременно изображают легендарную красавицу среди прочих знаменитых исторических личностей.

На последок процитирую одного из своих любимых писателей – классика японской литературы 17-го века Ихара Сайкаку:
“Тот, кто видел прекрасную новую гетеру
в Симабаре, уже не захочет смотреть
ни на пурпурные листья клена,
ни на полную луну,
ни на одну обычную женщину”…

Альма ©

 

Фото взяты из интернета.

поделиться