С удовольствием посмотрела фильм «Герцогиня», в центре которого судьба очень известной дамы – Джорджианы Кавендиш, герцогини Девонширской (1757 —1806).

Мне давно известны секреты портретов Гейнсборо, за многими из которых стоят пронзительные биографические и любовные драмы (или мелодрамы). Собственно в разные периоды жизни фигуранты английской истории 18 века портретировались и у других знаменитостей – Рейнолдса, Ромни, иногда сопоставления приоткрывают новые черточки в образах, это интересно.

File:Thomas Gainsboroguh Georgiana Duchess of Devonshire 1783.jpg

Джорджиана, герцогиня Девонширская. Портрет работы Томаса Гейнсборо, 1783 г.

Но заглянуть за кулису этого меланхолического портрета меня сподвиг фильм, в котором великолепные Кира Найтли и Рэйф Файнс показали нам весьма печальные сцены супружеской жизни в роскошном герцогском дворце Чатсуорт-хаус (Chatsworth House). Помимо яркого характера Джорджианы, подчинившей искренний и страстный нрав обстоятельствам и условностям своего времени, в контексте фильма проходит тема любовного треугольника, весьма скандального даже для 18 века.

«Бесс, вы можете позаботиться о нашем муже, пока я лечусь?» , – и удалилась на воды.

Фильм заканчивается на элегических нотках и ни капли не омрачён кошмарными подробностями последних лет жизни Джорджианы – влиятельной и богатой герцогини, имевшей всё и в то же время ничего.

Как пишет Википедия:

Джорджиана нашла успокоение в проявлениях общественной любви, когда стало ясно, что её брак с Уильямом Кавендишем никогда не будет осуществлением её мечты. Хотя она умело выстраивала собственный имидж на публике, в личной жизни ей это удавалось куда меньше. Вместе с частыми неудачами в стремлении родить наследника, её постигло разочарование: лучшая подруга, леди Элизабет Фостер, стала любовницей герцога. Джорджиана решила, что будет терпеть. Так она оказалась в центре известнейшего в Англии XVIII столетия любовного треугольника.

Ей пришлось пережить унижение, поскольку о её menage à troіs (фр. сожительство втроём) стало известно всему миру. Она старалась уйти от реальности, развив в себе разрушительную склонность к азартным играм, алкоголю и наркотикам. К концу жизни её карточные долги возросли до неимоверных размеров. Она скончалась в возрасте 48 лет, предположительно от гнойного воспаления печени. Джорджиана, герцогиня Девонширская, была похоронена в Соборе Всех Святых в Дерби, Англия.

William Cavendish, 6th Duke of Devonshire

William Cavendish, 6th Duke of Devonshire By Sir Thomas Lawrence, 1811

Кира Найтли безумно красива в этой роли. Глаз не оторвать.
О Джоржиане действительно часто упоминалось как о «прекрасной герцогине». Но, согласно множеству свидетельств современников, она не отличалась особенной физической красотой в классическом понимании. Джорджиана – одна из немногих красавиц в истории, чей титул главным образом основывается на личностных качествах и в меньшей степени на физическом облике.

В 1998 г вышла в свет биография Джорджианы, герцогини Девонширской, написанная А.Форман.
Биография получила Уитбредовскую премию года и широкое признание в критике. Труд А.Форман основан на добросовестнейшей исследовательской работе и обладает великолепным стилем и ритмом. Согласно признанию автора, желание поведать историю Джорджианы Девонширской возникло у нее неожиданно. Работая в Оксфорде над своей докторской диссертацией по истории Британии XVIII века, Форман случайно обнаружила одно из писем герцогини. Она была поражена искренностью, силой и живостью ее голоса. До сих пор ей было известно то немногое о ней, о чем сообщается в викторианских источниках, где ей уделяется на удивление незначительное место. Заподозрив, что личность Джорджианы и ее роль в истории были неверно истолкованы, А.Форман решает отправиться по ее следу. Предыдущие три биографии, по ее убеждению, не показывают «ту Джорджиану, чей голос она услышала»]. В продолжение четырех лет Форман изучает архивные документы и письма, разбросанные по разным точкам страны, пытаясь собрать цельную картину.
На долгое время за герцогиней закрепилась репутация харизматичной, но взбалмошной и весьма поверхностной дамы. Аманда Форман видит ее храброй и уязвимой .

Портреты

Два портрета герцогини работы Гейнсборо были созданы в 1780-е годы, когда выразились лучшие черты его искусства. Порывистая техника наполняет их трепетом жизни. Первый, ( см. выше)выполненный в полный рост, был написан в 1783 году и предназначался в подарок Марии- Антуанетте, с которой герцогиня была в большой дружбе. Портрет отличает непринужденное изящество и простота. В нем нет и намека на традиционные богатство и величие. Роскошь простоты является определяющей характеристикой этого изображения. В композиции фигуры различима хогартовская линия красоты. Взор герцогини устремлен вниз, одновременно рассеянный и сосредоточенный. Поза исполнена движения, словно она только что оперлась о колонну, размышляя о чем-то. Легкий водоворот ткани в нижней части платья втягивает в спираль незавершенного движения. На этом полотне Гейнсборо передал естественную непринужденность Джорджианы, за которую ее так любили


Томас Гейнсборо (1727–1788): “Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской” – знаменитый похищенный портрет

Сын Джорджианы, лорд Хартингтон, утверждал, что ни один из многочисленных портретов не воспроизводит истинный облик его матери. Личность Джорджианы была слишком полна противоречий, дух, сообщавший живость ее чертам, слишком быстр и изменчив, чтобы быть пойманным в едином выражении лица. Тем не менее, знаменитый «похищенный» портрет герцогини (1785) доносит до нас что-то от ее загадочного обаяния. Приподнятая бровь, безмятежный, но проницательный взор, легкая улыбка. Выражение лица одновременно оживленное и задумчивое.

Первоначально портрет был в полный рост. Как можно увидеть на ранних копиях картины, изящно одетая герцогиня гуляет среди благородных рощ Чатсворта, фамильной резиденции Девонширов. Пушистая листва деревьев позади ее фигуры вторит развевающимся прядям волос и складкам газового шарфа. Кажется, будто герцогиня движется и дышит среди окружающей ее природы. Придав фигуре мотив движения, Гейнсборо отразил стремительность и живость, свойственные натуре Джорджианы.

Joshua Reynolds - Georgiana, Duchess of Devonshire.jpgДжорджиана, герцогиня Девонширская на картине
сэра Джошуа Рейнолдса, 1775 год, Девонширская коллекция

Написанный в следующий год после свадьбы с герцогом Девонширским портрет Джорджианы кисти Рейнолдса (1775) стал ее первым портретом в качестве герцогини. Выражение лица и поза исполнены уверенности и достоинства, однако нечто в ее взгляде и фигуре выдает внутреннюю напряженность и сомнение в себе. Сделавшись герцогиней Девонширской, Джорджиана неизменно демонстрировала авторитет, который не всегда чувствовала. Фигура юной девушки чуть устремлена вперед, словно для того, чтобы спуститься по ступеням. Однако мраморная белизна кожи, которую продолжают массивные складки кремового шелка, четкость контуров и плотность цвета создают впечатление статичности, неподвижная фигура напоминает выточенную из камня прекрасную статую. Этому портрету не хватает дыхания жизни, которое так хорошо ощущается в портретах Гейнсборо. Несмотря на это, картина Рейнолдса не лишена своего очарования. Великолепная гармония теплых коричневых и желтых оттенков приковывает взор. Ясные золотистые тона в обрамлении красно-коричневых словно изливают внутренний свет.

tmpXfCduB
Джошуа Рейнольдс: “Джорджиана, герцогиня Девонширская и её дочь, Джорджиана Кавендиш” (1784-86 гг)

Картина «Герцогиня Девонширская и ее дитя», написанная в 1786 году, считается одним из таких композиционных шедевров Рейнолдса. Здесь художник изобразил Джорджиану во всем очаровании материнства. Подобно тому как герцогиня стала новатором в области моды, на этот раз она сделалась новой моделью материнства. Согласно заведенному порядку, светские дамы передавали своих новорожденных детей на попечение кормилице. Джорджиана вопреки обычаю взялась за кормление сама и с ранних лет была лучшим товарищем собственных детей. На этом портрете мать и двухлетняя дочь запечатлены во время одной из веселых игр.Эта картина – визуальное отражение Джорджианы как матери с ее живостью и веселой самозабвенностью, на которых сделала акцент Аманда Форман в биографии.

Оба художника сумели отразить индивидуальность герцогини, но с совершенно разных сторон.У Рейнолдса ясность и постоянство, у Гейнсборо – загадочность и неоднозначность. Джорджиана была полна противоречий, и Гейнсборо удалось это отразить. Возможно, из-за некоторого сходства их натур, Гейнсборо мог скорее увидеть и понять эту двойственность. От Рейнолдса это тоже могло не ускользнуть, однако художник выбирает в модели то, что считает главным и сущностным. Для Рейнолдса таковыми оказались доброта и незыблемая грация Джорджианы.

Фильм

The Duchess.jpg

«Герцогиня» (англ. «The Duchess») — историческая драма о жизни и судьбе герцогини Джорджианы Кавендиш. Слоган фильма «There are three people in her marriage». Премьера состоялась 3 сентября 2008 года (в России 5 февраля 2009).Рейтинг MPAA: детям до 13 лет просмотр не желателен.Сюжет фильма основан на книге Аманды Форман (Amanda Foreman) о жизни герцогини Девонширской Джорджианы Кавендиш. Красота и харизматичность принесли ей успех в обществе, а экстравагантность, увлечение азартными играми и любовь — позор. Выйдя замуж совсем юной за зрелого, циничного и равнодушного к ней герцога Девонширского, Джорджиана смогла стать законодательницей моды и стиля, любящей матерью, проницательным политическим манипулятором, близкой и высшему свету и простым людям. Но ядром сюжета является отчаянный поиск любви.Википедия)

Фильм очень красив, живописен, великолепно костюмирован, наслаждение для глаз!

кадры из фильма Герцогиня Кира Найтли,

Интересные факты

  • Цвет “девонширский коричневый” обязан своим названием нашей герцогине, так как ей необыкновенно были к лицу коричневые оттенки.
  • Джорджиана была, к слову сказать, прапрабабушкой принцессы Дианы

О возмутительнице спокойствия в доме герцогов девонширских писательнице Элизабет Фостер  будет отдельный пост,как и самом великолепном поместье. Это моё расследование!

использованы материалы Википедии, научной статьи к.Ф. Ауюповой, киносайта filmz.ru

поделиться
error