В парижском центре Луи Виттона (Fondation Louis Vuitton) аншлаг: здесь открылась выставка произведений из коллекции Сергея Ивановича Щукина – крупнейшего русского мецената и собирателя начала XX века. Картины привезены из России, где они вот уже долгие годы разделены между двумя музеями: питерским Эрмитажем и московским ГМИИ им. Пушкина. Это произошло после ликвидации в 1948 году Музея нового западного искусства, где до того времени хранилась коллекция Щукина. Сам собиратель после революции эмигрировал, но на вопрос будет он ли требовать у России свою коллекцию, Щукин ответил: “…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там”.


Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901

И вот впервые за почти целый век коллекция воссоединилась в Париже. Это более чем символично, ведь основу ее составляют работы приобретенные Щукиным у французских мастеров, которых в то время почти никто не знал и не ценил. Щукин много раз приезжал во Францию, где общался с художниками, дружил с Матиссом. Картины он покупал исключительно на собственный вкус, и теперь понятно, насколько этот вкус был тонким и точным. Приглашаю на короткую прогулку по залам выставки

Зал 1. Художники и коллекционер


Ксан Крон. Портрет Сергея Щукина. 1915.


Неизвестный автор. Портрет патриарха Чан Мей Лаозы. XVII в.


Поль Сезанн. Автопортрет. 1882


Пабло Пикассо. Портрет Бенета Солера. 1903


Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889


Поль Гоген. Автопротрет. 1893-1894

Зал 2. Музыка и Танец


Кадры из мультимедийного рассказа о дружбе Щукина и Матисса и истории создания картин “Музыка” и “Танец”, которые Щукин заказал Матиссу.

Зал 3. Первая коллекция


Эдвард Берн-Джонс. Поклонение волхвов. 1886-1902


Морис Дени. Посещение. 1894


Пьер Пюи де Шаван. Бедный рыбак (этюд). 1879

Зал 4. Пейзаж – впечатление


Морис Дени. Священный лес. 1897


Фриц Таулов. Бульвар Мадлен в Париже. 1895


Камилл Писарро. Авеню Опреы. 1898


Анри Руссо. Вид на мост Севр и холмы. 1908


Клод Моне. Дама в саду. 1867


Клод Моне. Завтрак на траве. 1866


Клод Моне. Городок Ветёй. 1901


Клод Моне. Чайки. Лондонский парламент. 1904


Анри Море. Порт Манеш. 1896


Поль Синьяк. Дюна. 1890

Зал 5. Пейзаж – конструкция


Анри Руссо. Тропический лес. 1909


Анри Матисс. Вид Коллиура. 1909


Жорж Брак. Замок ла Рош Гийон. 1909


Андре Дерен. Старый квартал в Кане. 1910


Поль Сезанн. Акведук. 1890

Зал 6. Большой иконостас (Гоген)


Поль Гоген. А ты ревнуешь? 1890


Поль Гоген. Сбор плодов. 1899


Поль Гоген. Ее звали Вайраумати. 1892


В зале Гогена

Зал 7. Портрет


Огюст Ренуар. Дама в черном. 1876


Эжен Каррьер. Женщина облокотившаясчя на стол. 1893


Пабло Пикассо. Женщина с Майорки. 1905


Анри Матисс. Испанка с Тамбурином. 1909


Анри Руссо. Муза, вдохновляющая поэта. 1909

Зал 8. Розовый салон (Матисс)


Анри Матисс. Ателье художника. 1911


Анри Матисс. Красная комната. 1908


Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью. 1909


Анри Матисс. Золотые рыбки. 1912


Анри Матисс. Золотые рыбки. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Зал 9. Натюрморт


Андре Дерен. Натюрморт с хлебом. 1912

Зал 10. Тотемы и табу. Конфронтация I
Неожиданно и в то же время органично устроители выставки вплели в ткань щукинской коллекции произведения русского авангарда начала века. Большая их часть принадлежит Третьяковке, но некоторые приехали из других музеев мира.


Казимр Малевич. Купальщик. 1911. Музей Стеделейк, Амстердам


Михаил Ларионов. Весна. 1912


Владимир Татлин. Обнаженная. 1911


Александр Родченко. Конструкция на белом (робот). 1920. Национальный музей современного искусства, Салоники

Зал 11. Ячейка Пикассо


Пабло Пикассо. Мальчик с собакой. 1905


Пабло Пикассо. Дриада. 1908

Зал 12. Иконы. Конфронтация II


Казамир Малевич. Крестьянка с ведрами. 1912. Музей Стеделейк Амстердам


Александр Родченко. Композиция 66. Плотность и вес. 1919


Наталья Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911


Любовь Попова. Конструкция. 1920

Зал 13. Четыре измерения. Конфронтация III


Игорь Клюн. Красный свет. 1923


Пабло Пикассо. Скрипка. 1912


Александра Экстер. Флоренция. 1914-1915

Зал 14. Прототипы новой живописи. Конфронтация IV


Поль Сезанн. Пьерро и Арлекин. 1890


Казимир Малевич. Женщина с граблями. 1930

В заключение – кусочек из интервью устроителей (полностью здесь: http://style.rbc.ru/view/art/580f3df19a79478ad0d8a4b2)

Куратор Анна Балдассари добавила к коллекции Щукина работы русских художников-авангардистов — Малевича, Татлина, Ларионова, хотя известно, что сам он не жаловал русских авторов. Зачем?

— Это было пожелание Бернара Арно (президента Fondation Louis Vuitton). Знакомство публики и, главное, студентов художественных школ в Москве с творчеством самых авангардных художников того времени — Гогена, Пикассо, Матисса, Дега, Сезанна — оказало огромнейшее влияние на российскую арт-сцену, на формирование российского авангарда. Мы хотели показать этот аспект. Выставка заканчивается диалогом между Малевичем и Сезанном под стеклянными сводами Fondation Louis Vuitton в ярком оформлении Даниеля Бюрена — художника сегодняшнего дня. Для меня в этом зале сконцентрирован век искусства и в нем прослеживаются все связи, влияния и конфронтации.


Приношу извинения за цветопередачу и тени на некоторых снимках, таково было освещение…

поделиться
error