В парижском Малом дворце прошла не совсем обычная выставка под названием “Fantastique!”. Она состоит из двух частей – персональной экспозиции крупнейшего японского художника-графика Утагава Куниёси (1798-1861) и коллекции “готично-фантастических” гравюр и офортов французских мастеров. Несмотря на огромную стилистическую разницу японской и европейской школ, показанные работы роднит не только их техника и (в значительной части) время исполнения, но и внутренний посыл – широта воображения их авторов, фантазийные и мифические сюжеты.

PA111481-1_resize.jpg
Утагава Куниёси. Очищение у водопада Начи. 1860

PA111678-1_resize.JPG
Эжен Делатр. Смерть в мехах. 1897


Утагава Куниёси родился в Токио, в семье красильщика. Знакомый отца научил его рисовать и мальчик поступил в художественную школу Утагава, которая стала впоследствии одной из самых знаменитых в Японии. После окончания учебы Куниёси довольно долго не находил признания, пока не стал иллюстрировать сюжеты героико-фантастических преданий. После первого успеха тематика его работ значительно расширилась, он стал работать над портретами актеров и гейш, пейзажами, жанровыми сценками, карикатурой. Куниёси имел проблемы с властями, особенно за свои карикатуры, его доски даже конфисковывались и уничтожались, но художник перешел к иносказательным сюжетам. В последнее десятилетие жизни он работал преимущественно в жанре литературной иллюстрации.

PA111470-1_resize.jpg
Тенган Исобиоэ – из серии “Ночь ста героев”. 1831

PA111622-1_resize.jpg
Монстр Сютен Додзи на горе Оэ, 1861

PA111618-1_resize.jpg
Принцесса Такияша вызывает чудовищного скелета в заколдованном замке, 1844-1848

PA111491-1_resize.jpg
Женщины под дождем, 1850

PA111535-1.JPG
Вишни в цвету ночью, 1846

PA111530-1_resize.jpg
“Забавные монстры отдыхают в сумерки”. 1842

PA111528-1_resize.jpg
“Он кажется страшным, но в действительности он прекрасный человек”. 1848
Неизвестно, знал ли Куниёси работы Арчимболдо, но, похоже, он первым “слепил” портрет из человеческих тел.

PA111526-1_resize.jpg
Из серии “Теневые картинки”, 1852

PA111522-1_resize.jpg
Отдыхающие гейши-кошки, 1842


Коты, одетые актерами Кабуки, 1842


Как пишут устроители выставки, во второй части они хотят продемонстрировать, как «готическое» вдохновение преображалось в работах трех последовательных поколений французских художников. Вначале Делакруа находился в центре романтического поколения 1830х, чьи гравюры были черно-белым манифестом романтизма и продолжали путь Дюрера и Гойи. Фигура дьявола была одной из самых популярных в печатных изданиях той поры. Второй раздел представляет нео-романтиков, группировавшихся вокруг Гюстава Доре; он был знаковым художником этого движения со своими иллюстрациями к Данте. Наконец, эстафета перешла к Редону, особенно после его работы “В мечте”, которая заложила путь к символизму.

PA111553-1_resize.jpg
Альбрехт Дюрер. Меланхолия. 1514.

PA111549-1_resize.jpg
Франсиско Гойя. Сон разума порождает чудовищ. 1797

PA111558-1_resize.jpg
Эжен Делакруа. Явление Фаусту тени Маргариты. 1827

PA111568-1_resize.jpg
Луи Буланже. Ночной шабаш – иллюстрация к стихотворению В.Гюго. 1828

PA111569-1_resize.jpg
Луи-Леопольд Буайи. Сон Тартини. Итальянский композитор Дж.Тартини говорил, что услышал свою “Дьвольскую сонату” во сне.

PA111573-1_resize.jpg
Эжен Жазе. Ленора – иллюстрация к балладе Г.Бюргера. 1840

PA111599-1_resize.jpg
Гюстав Доре. Аллегория на смерть Жерара де Нерваля, 1855. Находясь в нужде и страдая психическим недугом, поэт Ж.де Нерваль повесился в одном из парижских переулков.

PA111592-1_resize.jpg
Гюстав Доре. Вечный жид. 1856. По легенде, старик Агасфер обречен скитаться по земле до второго пришествия Христа.

PA111595-1_resize.jpg
Гюстав Доре. В гнезде Гарпий – иллюстрация к “Божественной комедии” Данте.1861

PA111602-1_resize.jpg
Франсуа Шифлар. Холера в Париже, 1865

PA111655-1_resize.jpg
Макс Клингер. Перчатка. 1881

PA111649-1_resize.jpg
Одилон Редон. В мечте. 1879

PA111653-1_resize.jpg
Одилон Редон. Эдгару По. 1882

PA111669-1_resize.jpg
Одилон Редон. Бесформенный полип, покачивающийся у берега, сын отвратительного улыбающегося циклопа. 1883

PA111661-1_resize.jpg
Эжен Виала. Искушение Св.Антония или Под оком Господним. 1898(?)

PA111683-1_resize.jpg
Поль Гоген. Портрет Стефана Малларме, 1891


Снимки я делал прямо со стендов, приношу извинения за посредственное качество некоторых изображений.

поделиться