Вера в русалок и девушек со змеиными хвостами распространена практически на всем земном шаре. О них верили еще в древнем Вавилоне – верят и сейчас. С ними связана масса баек и суеверий, о них рассказывают старинные предания, красивые легенды, страшные сказки. Но одна история о деве с чешуйчатым хвостом вызывает особый интерес у историков и ученых – ведь, судя по записям в старинных документах, она произошла на самом деле. Это история о фее Мелюзине.
Mélusine Détail 2:

Melusine - Heinrich Vogeler - Kritikatur - The Art and Culture World:

Melusine – Heinrich Vogeler – Kritikatur – The Art and Culture World

Мелюзина — фея из кельтских и средневековых легенд, дух свежей воды в святых источниках и реках. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже (ср. морская дева), иногда с двумя хвостами. Выходит замуж за смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает её в таком виде, бросает его.
Считается родоначальницей дома Лузиньянов. Другие варианты написания — Мелюзайн, Мелизанда.
File:Les Très Riches Heures du duc de Berry mars.jpg
«Великолепный часослов герцога Беррийского», «Март».
(См. небо над крайней правой башней замка Лузиньянов)

Рождение и проклятие Мелюзины
Средневековые тексты рассказывают о том, как Элинас (Elynas, вариант — Helmas, Thiaus), король Альбы (старинное название Шотландии, а не Албании, как часто встречается в рус. пер.), отправившись однажды на охоту, встретил в лесу прекрасную леди. Это оказалась фея по имени Прессина (Pressyne, вариант — Персина, в одной из версий — сестра феи Морганы и короля Артура). Она согласилась выйти за него замуж, но при одном условии (ведь брак смертного и феи всегда достаточно рискован): он не будет входить в её спальню во время родов или купания её ребёнка. Прессина родила тройню. Когда Элинас нарушил запрет, она покинула королевство (ср. Амур и Психея), забрав трёх своих дочерей, и отправилась на затерянный остров Авалон.
Три девочки — Мелюзина, Мелиор (Melior) и Палатина (Palatyne) росли на Авалоне. В день своего 15-летия Мелюзина, которая была старшей, спросила, почему их увезли на остров. Услышав о том, как её отец предал мать, фея замыслила месть. С сёстрами она захватила Элинаса в плен и замкнула его вместе с его богатствами в горе. Когда же их мать узнала, что они натворили, она разъярилась на такую непочтительность дочерей к отцу и изгнала их. Мелюзина была отмечена заклятьем принимать форму змеи от талии и ниже каждую субботу.
Image result for Frank T. Zumbach melusine:
T. Zumbach melusine


В русской былине образ женщины-змеи демонизирован до предела, сохраняя свои общие черты: попытка обманом скрыть свою «змеиную» природу и опять же обманом, колдовством заставить былинного героя на себе жениться. До обзаведения потомством, впрочем, дело не доходит – родственники или побратимы героя разоблачают колдунью и заставляют ее расколдовать героя, а тот убивает неверную жену.
Менее кровожадной и более успешной была фея Мелюзина из легенд европейского средневековья, тоже имевшая облик полуженщины-полузмеи. Свое обличье она получила в результате проклятия матери-феи, которая колдовством вынудила Мелюзину принимать форму змеи от талии и ниже каждую субботу. Позже она встретилась с Раймондином, племянником Эймера, графа Пуатье. Нечаянно убив дядю на охоте, он скрывался в лесах, где и встретил Мелюзину у источника и предложил вступить в брак. Мелюзина пообещала, что ему не будет расплаты за преступление и он обретет счастье, богатство и многочисленное потомство, если на ней женится. Но при одном условии: муж никогда не должен входить в её спальню по субботам. Благодаря супруге Раймондин стал могущественным государем и основателем дома Лузиньянов, а жена родила ему десять детей. Однако брат Раймондина наговорами возбудил в нем ревность к супруге, и он решил подсмотреть, что делает жена по субботам. Тогда он увидел её моющейся и узнал про хвост. Мелюзина простила его,  но однажды, поссорившись с супругой, Раймондин обозвал её «змеей» перед лицом своего двора. В ответ Мелюзина превратилась в дракона, одарила его двумя магическими кольцами и улетела, чтобы никогда не вернуться.
Melusine flees after being discovered by her husband, but she returns to care for her infants  http://inpress.lib.uiowa.edu/feminae/DetailsPage.aspx?Feminae_ID=32648:   Melusine making music. Book of hours, France 15th century (Beinecke Rare Book and Manuscript Library, MS 662, fol. 21r):
Melusine making music. Book of hours, France 15th century
(Beinecke Rare Book and Manuscript Library, MS 662, fol. 21r)
File:Melusinediscovered.jpg
Обнаружение секрета Мелюзины. Гиллебер де Мец, ок. 1410. Французская Национальная Библиотека
Melusine:
Mélusine disparaît chaque dimanche:   
[Illustrations de Mélusine, nouvellement imprimée.] / [Non identifié] ; Jean d'Arras, aut. du texte:

Вальтер Скотт
File:Les Très Riches Heures du duc de Berry mars dragon.jpg
Le dragon volant Mélusine est représenté avec le château de Lusignan dans Les Très Riches Heures du duc de Berry

Сэр Вальтер Скотт, рассказывая легенду о Мелюзине в своем сборнике «Песни шотландской границы» (1802—1803) утверждает, что и в дни Брантома она оставалась покровительницей своих потомков, и что дракона видели и слышали над замком Лузиньян в ночь перед тем, как он был разрушен.

Легенда о Мелюзине (женщине-змее, женщине-драконице) в разных вариантах распространялась по Европе. В одной из таких легенд, например, принимавшая змеиный облик Мелюзина была разоблачена после того, как супруг отвел ее к священнику и тот окропил ее святой водой. Но, несмотря на такие подробности, к Мелюзине возводили род многие именитые фамилии, в том числе и династия Плантагенетов, графов Анжуйских, ставших в XII веке английскими королями. Они считали Мелюзину своей прародительницей и считались ее потомками в глазах  подданных. Известно высказывание Ричарда Львиное сердце, записанное в начале XIII века. Ричард отвечал тем, кого приводили в изумление бесконечные распри и раздоры в «проклятом роду»: «А с чего это, по-вашему, все должно быть иначе? Разве мы все не дети Дьяволицы?» С таким определением Мелюзины соглашался и Мартин Лютер, считавший фею суккубом.

В образе Мелюзины мы видим все те же отличительные признаки змеелюдей: оборотничество, обман, соблазнение, полудемоническая природа потомства. Тут, правда, появляется новый мотив: Мелюзина – змея не по природе, а в результате наложенного на нее проклятия. Такова и принцесса Маргарет из английской сказки «Страшный дракон скалы Спиндлстон», обращенная в исполинского змея мачехой-колдуньей. И хотя тут девушка вроде бы жертва, не исключено, что это поздняя переработка более древнего сюжета.
http://darkermagazine.ru/page/zmei-kotorye-mogut-govorit


Другие вариации легенды

Раймондин раскрывает превращение своей жены. Иллюстрация к «Роману о Мелюзине» Жана из Арраса. 1478.

Кроме того, местная версия Мелюзины упоминается и как супруга Зигфрида Арденнского (Siegfried of the Ardennes), правившего Люксембургом с 963 г. (сюжет тот же). В 1997 г. Люксембург выпустил в честь этого марку.
В критическом труде о дворе Генриха II Английского, «О забавных разговорах придворных» (De nugis curialium) (1182), клирик Готье Мап рассказал историю о молодом господине с длинными зубами по имени Хенно. Хенно встретил в королевском лесу очень юную красивую девушку в королевских одеждах, которая плакала. Она призналась ему, что спаслась после кораблекрушения, что утонувший корабль должен был доставить её к французскому королю, чтобы тот женился на ней. Хенно и прекрасная незнакомка влюбились друг в друга, поженились, и она родила ему много прекрасных детей. Однако мать Хенно заметила, что девушка, прикидываясь набожной, избегает присутствовать при начале и окончании мессы, боится окропения святой водой и причастия. Заподозрив неладное, она проделала дырочку в стене спальни невестки и увидела, как та совершает омовение, превратившись в дракона, а затем снова принимает человеческий облик. Наученный матерью Хенно отвел жену к священнику, который окропил её святой водой. Она выпрыгнула в окно и рассеялась в воздухе, перед этим испустив страшный вой. Готье Мап писал, что в его время были живы многие из потомков Хенно и его жены-драконицы.
Сходный сюжет представлен в рукописи графа Педро де Барселос (Conde don Pedro de Barcelos) «Книга благородных родов» (Livro dos Linhagens). В ней описывается история полуженщины-полудуха, ставшей основательницей одного из родов Испании, покинувшей своего мужа при схожих обстоятельствах: «Дон Диего Лопес де Аро был очень хорошим охотником и, поджидая однажды в засаде кабана, услышал очень громкое пение какой-то женщины на вершине скалы; он пошел к ней и увидел, что она очень красива и весьма хорошо одета, и потому влюбился в неё очень сильно, и спросил у неё, кто она; и она ответила ему, что происходит из очень высокого рода, а он сказал ей, что раз она очень высокого рода, то он женится на ней, если она того пожелает, так как он — сеньор этой земли; и она сказала ему, что выйдет за него замуж, но с условием, что он пообещает ей никогда не творить крестное знамение, и он согласился, и тогда она ушла с ним. Эта дама была очень красивой и прекрасно сложена, за исключением того, что нога её была как у козы. Они прожили вместе очень долго, и у них было двое детей, мальчик и девочка, и сына звали Иньиго Герра». Затем граф дон Педру добавляет, что однажды дон Лопес де Аро перекрестился, когда обедал вместе со всей семьей, и что его супруга в тот же момент «выпрыгнула вместе с дочерью через окно дворца и убежала в горы, так что больше не видели ни её, ни её дочь». ( википедия)


Мифологическая интерпретация
В ряде публикаций указывается на то, что истоком легенды о Мелюзине является мифологический мотив «священного брака» (иерогамии) хтонического существа (матери-сырой земли, богини очага) с небесным божеством, который затем трансформировался в сказочный мотив «чудесной супруги» (Царевна-лягушка и Иван-царевич со стрелой, жена-змея Мелюзина и рыцарь Раймонд).

[flickr_gallery user_id="58616260@N05" id="72157678000090482"]

http://planeta.by/article/1343

http://p-i-f.livejournal.com/5364848.html

http://www.bestiary.us/meljuzina/ru

поделиться