Складные веера появились впервые в Японии. Они назывались сэнсу. В 988 году японские монахи подарили императору Китая два веера в виде летучей мыши и ещё двадцать красочных складных вееров. Восточные веера попали в Европу ориентировочно в 1550-х годах. Это было время первых Ост-индских компаний, корабли которых привозили из далёких экзотических стран диковинные вещи. Раньше всех применение этого восточного предмета нашлось в Венеции, дамы пользовались ими во время карнавалов. Но скудные сведения о светских веерах уже можно встретить в XIV веке в описях имущества. Чуть позже изображения первых вееров появляются и на портретах. Во всеобщее употребление в Европе они входят в XVI веке. Веер носили подвешенным к поясу при помощи золотой цепочки или на шёлковой петле на правом запястье.

В эпоху барокко веер становится настоящим предметом роскоши. Во Франции расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов. В Италии мастера не имели таких ограничений, поэтому их изделия, зачастую, были более привлекательны. Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии и жизни королевского двора. Популярен был также цветочный орнамент.

Для изготовления вееров использовались самые разнообразные материалы: шёлк, кружева, кожа, перламутр, плотная бумага, эбеновое дерево и слоновая кость, а также золото, серебро и драгоценные камни. Перламутровые пластинки часто украшались росписью или гравировкой. Иногда их делали с зеркальцами или окошечками, что позволяло дамам незаметно наблюдать за окружением.

Во Франции веера вошли в моду благодаря Екатерине Медичи. В эпоху Людовика XIV существовала гильдия мастеров, которые поставляли веера ко двору. Веера расписывали прекрасные живописцы, такие как Ватто, Буше и другие. Веер играл свою роль в дворцовом церемониале. Например, дамы могли открыть свой веер только в присутствии королевы. А юные девушки, прежде, чем появиться в свете, должны были освоить искусство обращения с этим предметом. На приёмах и балах веер придавал придворной красавице больше значимости. Третье сословие не имело доступа к этому аксессуару.

В Англии, в XVI веке, королева Елизавета установила для своих подданных дарить ей только единственный подарок – веер, за что и была прозвана «покровительницей вееров». Позже производство вееров в Англии было поставлено на промышленную основу.

Красивыми и достойными были веера в Голландии и Германии.

В XVIII веке веер превращается в настоящее орудие флирта и соблазна. За ним кокетки скрывали свои томные взгляды. Возник «язык веера». Он позволял вести любовную интригу без слов и писем, которые могли бы её изобличить.

Например, если дама касалась открытым веером губ и сердца она давала понять кавалеру, что он её идеал. Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то давала понять, что ухаживания бесполезны. Если широкий конец веера был обращён к собеседнику, то это означало согласие на флирт. Дуга, описанная сложенным веером, предупреждала : «За нами следят!» Если веер вдруг резко складывала, то дама как бы говорила, что кавалер ей не интересен.

Развёрнутый веер, прикрывающий грудь, говорил : « Будьте сдержанным». Одна развёрнутая створка предлагала чистую дружбу, а две – влюблённую дружбу. Развёрнутые три створки были равносильны признанию в любви. С помощью веера можно было назначить точный день и время свидания.Тогдашнее светское общество испытывало постоянную потребность в любовных приключениях.

В XIX веке «язык веера» утратил своё значение, но веер, как и прежде оставался любимым дамским аксессуаром.
Предлагаю полюбоваться прекрасными образцами этого милого и утончённого предмета!

Французская поговорка XVIII века гласила: “Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром”.

И ещё на ум пришёл стих:
***
Веер бабочкой порхает,
разгоняет жар,
Воздух женщину ласкает,
как небесный дар.
Запах нежного сандала
плавает вокруг.
Веер – женская услада
Солнца полукруг.

Вот такая история этого маленького чудесного предмета. Всегда питала к нему слабость. Помню, как в детстве бабушка доставала из шкафа красивую коробочку и давала мне полюбоваться её резным с шёлковыми вставками веером. Я вдыхала запах сандала, и мне этот предмет казался просто божественным! Таким он мне кажется и сейчас.

При написании было прочитано множество статей на разных блогах, начиная от Википедии, блога “Ботинок”, “Цыганки Азы” и других. Вырисовалась в голове общая картина, которую я описала. Хотелось представить просто картинки красивых вееров.

Альма ©

поделиться