Макс Швабинский. Вдохновленный Роден, 1902. Фото с экспозиции, на стекле отражение зала.

1. Начало

Великий скульптор родился 12 ноября 1840 года в небольшом доме на старинной улочке Арбалет у ее пересечения с рю Муфтар – одной из самых оживленных улиц Парижа, сбегающей с холма Св.Женевьевы к предместью Сен-Медар. До нынешних времен дом Роденов не сохранился, но по-видимому, он стоял на месте нынешнего дома с номером 3 (сайт музея Родена указывает на дом №17 по той же улице, но все другие источники едины, что дом имел №3).


Дом №3 на углу улиц Арбалет и Муфтар. Здесь когда-то жила семья Роденов.

Маленький Огюст с детства обожал рисовать, и отец отдал его в бесплатную Малую школу искусств (рисования и математики). Но когда Роден попал в класс лепки и ощутил руками глину, он и уже не мог больше оторваться от этого занятия. Он никогда не забывал рисунка, но тот остался для Родена только инструментом при работе над скульптурами.Бывшая Малая школа искусств на улице Медицинской школы. Сейчас это здание Университета Париж V (Рене Декарта)

После окончания Малой школы Роден трижды пытался поступить на отделение скульптуры “большой” Школы изящных искусств, но всякий раз безуспешно. Он вынужден был зарабатывать на жизнь занимаясь декоративной лепниной, орнаментами, не брезговал и подсобными работами.

Шарль Обри. Огюст Роден, 1862

В 1862 году умерла Мари – любимая сестра Огюста. Потрясенный ее смертью, Роден забросил работу и решил стать послушником в конгрегации “Отцы Святых даров”, основанной преподобным Пьером Эймаром. Но настоятель разглядел трудолюбие и талант молодого послушника и подвиг его вернуться к жизни, посвященной творчеству. Живя в монастыре, Огюст создал свою первую выдающуюся работу — бюст отца Эймара.

Портрет Пьера Эймара, 1863

Фасад Театра гобеленов (73, avenue des Gobelins), в декорировании которого Роден принимал участие в 1860х годах

Фото – Википедия

Рядом с этим зданием Роден впервые встретил Розу Бёре, которая стала спутницей всей его жизни. Огюст и Роза прожили вместе 53 года, их сына тоже назвали Огюстом. На протяжении нескольких лет Роза была моделью скульптора, ее бюсты – украшение коллекции музея Родена. Роза также позировала для большой скульптуры “Вакханка”, но эта статуя, над которой Огюст работал два года, к несчастью была утрачена – она разбилась при перевозке из одной мастерской в другую.

Девушка с цветами на шляпке, 1865 (портрет Розы Бёре)

В 1865 году Роден предпринял первую попытку выставить свою работу в парижском Салоне – наиболее престижной ежегодной выставке-продаже художественных произведений. Но жюри салона отвергло его скульптуру “Человек со сломанным носом”, поскольку она бросала неприкрытый вызов академическим традициям.

Человек со сломанным носом, 1864-1865 (первая версия)

Только через тринадцать трудных лет, включающих поиск случайных заказов, войну, службу в армии, работу в Бельгии, вторая версия этого бюста пробилась в Салон 1878 года.

Человек со сломанным носом, 1875 (вторая версия)

В течении 1870х годов Роден работал неистово и… безуспешно, если судить с точки зрения признания у публики или критиков. Но в творческом плане он достиг одной из своих вершин: создал статую, получившую название “Бронзовый век” и выставленную им в Салоне 1877 года.

Бронзовый век, 1876
1.

2.

Впервые Роден показал гипсовую версию этой скульптуры в Бельгии под названием “Побеждённый”, представив её как памятник мужеству французских солдат во время недавней Франко-Прусской войны. При этом юноша опирался на копье, которое он держал в левой руке. Но перед представлением скульптуры французской публике Роден убрал копьё, чем изменил весь смысл своей работы: теперь она отражала не страдание человека, а его возрождение. Он дал статуе обобщающее название “Бронзовый век”, и она действительно стала восприниматься как символ пробуждения к новой жизни.

3.

Мастерство Родена в изображении тела молодого человека было столь совершенным, что в газетах появились обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Однако другие деятели искусства поддержали скульптора, и спекуляции в конце концов прекратились.

Надо сказать, что Роден практически всегда работал с обнаженными натурщиками и натурщицами, независимо от того, одетой или обнаженной предполагалась фигура в финальном исполнении. По окончании работы он отдельно лепил или изготавливал одежду для статуи и уже тогда решал, нужна ли она в окончательном варианте.

Бронзовый век. Вариант торса в накидке

В это же время Роден создает две работы в которых в полной мере проявляется его стиль, отличающий его о от всех других скульпторов: необыкновенный динамизм фигур, монументальность образов, их реализм, граничащий и с натурализмом, и с романтизмом.

Шагающий человек, 1877

Этот этюд стал самостоятельным произведением, такая в нем оказалась заложена энергетика и экспрессия. Ноги натурщика, итальянского крестьянина Пеппино, твердо стоящие на земле и в то же время широко шагающие вперед вызвали у Родена ассоциацию с библейским Иоанном Крестителем

Святой Иоанн Креститель, 1878

В этом же году Роден принял участие в конкурсе на памятник защитникам Парижа во Франко-прусской войне. Он изваял монументальную композицию с крылатой аллегорической фигурой и гибнущим солдатом. Но на жюри конкурса эта работа никакого впечатления не произвела, она даже не прошла предварительного отбора. Время, однако, все расставило по местам: уже после смерти скульптора этот памятник отлили в бронзе и установили в Вердене, месте самых кровопролитных боев Первой мировой войны, как символ борьбы Франции против германской агрессии.

Призыв к оружию, 1878

2. Врата

В 1880 году Роден выставил своего Иоанна Крестителя в Салоне, и скульптура заняла там почетное третье место, а затем была приобретена государством. В возрасте сорока лет Роден наконец-то начинает получать признание.

Этьен Карья. Огюст Роден, ок. 1879

Роден стал вхож в известный артистический салон, он был представлен премьер-министру и министру изящных искусств, после чего получил свой первый заказ от государства на создание бронзовых ворот для будущего музея декоративного искусства. В 1880 году он приступил к выполнению этой работы, взяв за основу сюжеты “Божественной комедии” Данте.

Правительство выделило Родену одну из мастерских на мраморных складах около Марсова поля, куда по воде доставлялись наиболее крупные каменные глыбы для монументальных произведений.

Квартал мраморных складов на Университетской улице. Снимок рубежа XIX-XX веков с Эйфелевой башни.

Скульпторам были отданы два комплекса зданий в середине квартала, а мастерская Родена располагалась на углу, около центральной аллеи. На снимке это место обозначено красным кружком.

Сейчас вся эта площадь принадлежит Музею Бранли, экспонирующему предметы народного искусства Африки, Азии, Океании и обеих Америк. Здание музея как бы приподнято над окружающим его парком и место, где когда-то находилась мастерская Родена, выглядит нынче весьма романтично.

На этом месте находилась мастерская Родена, где он работал над “Вратами ада”. Ныне – парк Музея Бранли.

В своей книге о Родене Бернар Шампиньоль пишет: «Заказ на “Врата ада” привел скульптора в необычайное возбуждение. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Странные фигуры устремлялись вперед, извивались, корчились или сжимали друг друга в объятиях под неистовым напором его воображения. Казалось, он был в бреду. Во время обеда он неожиданно вскакивал, хватал альбом, пытаясь удержать и зафиксировать свои видения.» И он лепил, лепил, лепил. Уничтожал созданное и лепил снова, пытаясь достичь наибольшей выразительности.

Врата ада. Третий вариант композиции, ок. 1880

Многие фигуры Врат стали самостоятельными работами, а “Мыслитель”, который по первоначальному замыслу должен был быть портретом поэта Данте, превратился в настоящий символ человеческого гения. Он стал не только самой знаменитой работой Родена, но и самой известной скульптурой современности.

Мыслитель. 1881-82
1.

2.

3.

Исходно, “Врата ада” должны были обрамляться большими фигурами первых грешников – Адама и Евы, но Роден постоянно их переделывал, а потом и вовсе отказался от первоначального замысла. Фигура Адама стала основой для копозиции “Три тени”, на самом верху Врат. Она образована из трех одинаковых фигур, немного повернутых относительно друг-друга.

Три тени, 1880

Фигура Евы также стала самостоятельной работой, в которой скульптор с поразительным мастерством передал стыдливое смятение, охватившее вкусивший запретный плод женщину. Работая над Евой, Роден неожиданно обнаружил, что формы его натурщицы Лизы словно увеличиваются. Оказалось, что девушка беременна: так тема “праматери человечества” словно сама проникла в скульптуру.

Ева, 1881

Еще одной знаменитой скульптурой “вышедшей из Врат” стала двухфигурная композиция “Паоло и Франческа”. Итальянская дама XIII века Франческа да Римини, полюбила младшего брата своего мужа. Во время совместного чтения (на скульптуре видно, что юноша держит в руке книгу) любовников увидел и убил ревнивый супруг Франчески. Когда эта скульптура была изваяна в мраморе и показана широкой публике она получила название “Поцелуй”. По сети гуляет версия, что моделью для “Поцелуя” была ученица и любовница Родена Камилла Клодель, но это не так, поскольку Камилла познакомилась с Роденом только в 1883 году, когда гипсовая версия скульптуры уже была закончена. Как пишет Д.Вейс, для “Поцелуя” позировали уже упоминавшаяся итальянка Лиза и ее друг Пеппино (с которого Роден лепил Иоанна Крестителя).

Поцелуй, 1881-86

Вот что писал о “Поцелуе” биограф Родена Райнер Мария Рильке: “Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом”. Очевидный эротизм работы вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия скульптуры была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, но её сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и поместили в отдельную комнату, для доступа в которую надо было сделать персональный запрос.

В эти начальные 1880 годы Роден был необыкновенно плодовит. Он изваял несколько бюстов своих друзей, создал множество персонажей для “Врат ада”, делал скульптуры, за которыми стоят философия и история. Как сказал Роберт Хайнлайн: “последователи маэстро замечали его оригинальную манеру обращения со светом, тенью, объемом и композицией и кое-что взяли на вооружение. Но при этом они упускали главное: каждая работа мастера – это притча”.

Я красивая, 1882 (другие названия – Похищение, Плотская любовь)

Скульптура эта создавалась для Врат, но потом стала самостоятельной работой. Она отсылает к стихотворению Бодлера из цикла “Цветы зла”, выгравированному на пьедестале:
“Вся, как каменная греза, я бессмертна, я прекрасна,
Чтоб о каменные груди ты расшибся, человек;
Страсть, что я внушу поэту, как материя, безгласна
И ничем неистребима, как материя, вовек”

А вот необычные кариатиды Родена (они также являются персонажами Врат)

Упавшая кариатида, 1881

“Нет ничего выше, чем победа в поражении. Посмотри, Бен, она не сдается, она пытается поднять камень, который ее раздавил. Она — отец семейства, которого пожирает рак, а он все работает, чтобы принести в дом хотя бы еще одну зарплату. Она — двенадцатилетняя девочка, заменившая мать своим братишкам и сестренкам. Она — пожарный, гибнущий в огне. Она — любой безымянный герой, погибший, но не сдавшийся. Ты должен обнажить перед ней голову.” — Р.Хайнлайн, “Чужак в чужой стране”

Кариатида с урной, 1883. Упавшая кариатида, 1881

Плачущий, 1884. Этюд для “Врат ада”

Роден продолжал работу над Вратами в течении всей своей жизни, но так и не закончил ее. Один из вариантов был показан в гипсе на Всемирной Выставке 1900 года. Бронзовая отливка этого эпического творения была сделана уже после смерти скульптора.

Врата ада. Фрагмент верхней части в гипсе, ок. 1900

Врата ада. Центральная часть в бронзе, 1921

Продолжение следует


поделиться