Эдвард Стейхен. Роден – Мыслитель, 1902

6. Человеческая комедия.

В 1891 году Роден получил заказ от Общества литераторов на памятник Бальзаку, который собирались открыть к 100-летию со для рождения писателя. Работа должна была быть закончена за 18 месяцев, но превратилась в эпопею длительностью долгих семь лет. Скульптор создал множество вариантов фигуры, бесчисленное число этюдов головы Бальзака, но постоянно был недоволен результатами.

Этюды головы Бальзака

Варианты фигуры Бальзака

После пяти лет ожидания результата, в прессе начались толки о творческой несостоятельности скульптора, друзья встали на его защиту, а Общество литераторов перессорилось. Наконец Роден решил выставить гипсовый вариант статуи в Салоне 1898 года.

Бальзак, 1898

Результатом стала настоящая буря страстей. Страна раскололась: одни с пеной у рта ругали и скульптора, и его работу, другие защищали ее, в мастерскую хлынул поток посетителей, на улицах продавали карикатуры и гипсовые фигурки тюленей, балансирующих на хвосте, с подписью “Бальзак Родена”, мастеру шли письма поддержки и предложения перекупить статую у Общества литераторов, которое собиралось от нее отказаться. Даже политические партии начали определяться в отношении роденовского Бальзака… В этой сложной ситуации Роден решил вернуть литераторам аванс и оставить статую у себя. Он установил ее в саду в Мёдоне, и она продолжала жить, оставаясь источников самых хулительных и самых восторженных отзывов.

Эдвард Стейхен. Бальзак в лунном свете, 1908. “Эта фотография объяснит миру моего Бальзака” – сказал Роден.

“Это Бальзак одиночества, страдания и “Человеческой комедии” одновременно. У него наполненные кровью артерии, гордо вскинутая голова, глаза, ищущие света, и уже погружающиеся во тьму. Он освобождается от своего литературного плена, от своих сентиментальных и семейных разочарований, чтобы окончательно погрузиться в свою мечту”, – писал критик Леон Доде. Лишь через 22 года после смерти Родена, в 1939 году, памятник наконец был отлит в бронзе и установлен в Париже на перекрестке бульваров Распай и Монпарнас.

В 1900 году в Париже открылась Всемирная выставка. Роден добился разрешения построить свой собственный павильон на площади Альма (угол авеню Монтень), где выставил 150 работ. Эта экспозиция стала крупнейшей ретроспективой его творчества.

Павильон Родена на Всемирной выставке 1900 года. По окончании выставки павильон был перенесен в Мёдон.

Выставка оказалась для скульптора успешной и даже дала неплохой доход. Скандал со статуей Бальзака принес ему не только потрясения, но и широкую известность. Несколько музеев купили работы прямо с экспозиции, другие сделали Родену заказы на авторские повторения, скульптуры мастера приобретали коллекционеры. Роден становился художником международного масштаба.

Благословение, 1894-95 (версия для музея в Лиссабоне)

Христос и Мария Магдалина, 1894 (мраморная версия для музея Тиссена в Мадриде)

Поэт и муза, 1900. Была приобретена русским коллекционером С.П.Елисеевым, сейчас находится в Эрмитаже.

Фото с сайта Эрмитажа

Теперь Роден был богат, знаменит, осыпан похвалами и лестью, вокруг него появился своего рода “двор”, начали виться многочисленные светские дамы. По Парижу пошли слухи о его новых любовных увлечениях, а для Розы Бёре опять настали трудные времена.

Бюсты

Недостатки тяжелого характера Родена, всегда бывшего замкнутым и упрямым, но подверженным женскому влиянию, с возрастом только усугублялись. В 1904 году рядом с ним появилась вульгарная и недалекая американка, ставшая по мужу герцогиней де Шуазель. Она сумела буквально подчинить себе стареющего Родена, выжить из его круга самых искренних друзей, заменив их людьми, которые стремились извлечь выгоду из славы и состояния скульптора. Многие пытались открыть Родену глаза на реальное положение вещей, но он не желал никого слушать – советы его раздражали, а все замечания оказывались бесполезными. Хотя надо отдать ему должное, в своих творениях мастер от правды не отступал.

Герцогиня де Шуазель, 1908

Фото с сайта музея Родена

Когда из мастерской стали пропадать работы и предметы коллекции, а герцогиня Шуазель заговорила о передаче ей прав на копирование скульптур, Роден наконец прозрел: “Я потерял семь лет жизни. Эта женщина была моим злым гением… А у меня была жена, бедный маленький полевой цветок, который я чуть не растоптал”. Роден вновь вернулся к Розе, а она в очередной раз его простила.

Руки возлюбленных, 1904

Роден всегда придавал большое значение изображению рук. Он часто делал на них акцент, иногда сознательно утрировал жесты и размеры для большей выразительности (как, например, в Блудном сыне). В “послебальзаковский” период творчества скульптора тема рук получила особенно сильное звучание

Рука бога, 1898

Рука дьявола, 1903

Последний взгляд, 1903 (на смерть поэта Мориса Роллины)

Собор, 1908. Роден работал над книгой о средневековой архитектуре, которую он обожал. Пространство между ладонями и свод из пальцев ассоциировались у него с объемом готического храма.

В эти же годы мастер создал череду портретных бюстов, многие из которых поражают не только искусством исполнения, но и глубоким психологизмом

Анри Бек, драматург. После 1902

Ханако, японская танцовщица. 1911

Леди Сэквил, 1913-14

Жорж Клемансо, политический деятель, 1911-13

Фото с сайта музея Родена

Заказчики, особенно мужчины, неоднократно бывали разочарованы своими портретами: Роден показывал их не такими, какими они хотели бы себя видеть. “Лгать и льстить я не могу. Мои бюсты часто не нравились, потому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту.” – говорил Роден.

В 1913 году Роден узнал, что разум Камиллы Клодель окончательно помутился и она помещена в приют для душевнобольных.

Прощание, 1914. Одна из вариаций портретного бюста Камиллы (другие названия – Выздоровление, Меланхолия).

 

7. Музей

В 1908 году скульптор арендует мастерскую в отеле Бирон – прекрасном особняке XVIII века посреди заброшенного парка. Оттуда недавно выехали монашенки ордена Святого сердца, и здание сдавалось в аренду по частям. Соседями Родена были Матисс, Жан Кокто, Айседора Дункан.

Вид из парка на отель Бирон


Отель Бирон

Роден был совершенно очарован этим местом, расположенном в самом центре Парижа и сохранившем как прелесть старинных интерьеров, так и любимое им уединение.

Отель Бирон. Потолок овального зала

В залах, обращенных к парку

Постепенно скульптор начал перевозить в особняк предметы своей художественной коллекции, которая к тому времени уже насчитывала сотни экспонатов, а также свои работы, ранее хранившиеся в Мёдоне.

Предметы из коллекции античных древностей Родена

В коллекции Родена было собрано много картин его друзей импрессионистов.

Пьер-Огюст Ренуар. Обнаженная, 1880.
(на переднем плане: Огюст Роден. Паоло и Франеческа на облаках, 1904)

Отель Бирон. Большой зал второго этажа.

В 1911 году у властей появилась идея распродать землю отеля Бирон по участкам. Роден, который обожал это место, предложил организовать там свой музей, при условии что он завещает государству все свои работы и коллекции, оцененные в 6 миллионов франков – как раз ту сумму, которую предполагалось выручить за продажу отеля Бирон. Реализации этих планов помешало начало Первой мировой войны, но в 1916 году решение о создании музея Родена в отеле Бирон все таки было принято парламентом, и Роден подписал завещание на все свое имущество в пользу государства.

“Зал славы” музея Родена

Чтобы оставить часть средств Розе, скульптор решил наконец оформить их отношения официально. 29 января 1917 года Огюст Роден и Роза Бёре стали мужем и женой после 53 лет совместной жизни.

Петр Шумов. Роза Бёре и Огюст Роден в день бракосочетания, 1917

Через две недели Роза тихо скончалась в своей постели. Но все эти дни она была действительно счастлива…

Роден, перенесший инсульт, ненадолго пережил свою верную подругу. Через девять месяцев он умер от скоротечной пневмонии, это случилось 17 ноября 1917 года. Огюста похоронили там же где и Розу, перед портиком павильона скульптур на вилле Брийан в Мёдоне. По желанию скульптора над местом его упокоения была установлена скульптура Мыслителя.

Петр Шумов. Похороны Родена, 1917

Могила Родена в Мёдоне

Музей Родена в отеле Бирон был открыт для публики уже после окончания Первой мировой войны, в 1919 году. Парк вокруг особняка постепенно стал наполняться скульптурами мастера и стал продолжением экспозиции.

Врата Ада

Три тени

Виктор Гюго

Жак де Виссан

Граждане Кале

8. Наследие

Можно услышать мнение, что Роден не оставил учеников. На мой взгляд, нет ничего более далекого от истины. Да, у Родена не оказалось подражателей, но кому были бы нужны их подражания после гениальных творений мэтра? Учитель и не должен передавать ученику свой стиль или технику работы – это удел ремесленников. Задача настоящего учителя – показать личный пример, свой дух и отношение к работе, а увидев в ученике зерно таланта, помочь ему прорасти, открыть двери для индивидуального творческого развития. И Роден своим примером и своими работами воспитал не одного, не десять учеников, а целое поколение скульпторов. Подобно импрессионистам в живописи, он (практически в одиночку!) пробил брешь в классическом академическом ваянии и дал дорогу скульптуре XX века. Почти все начинающие скульпторы, которые прошли через его мастерскую, стали яркими личностями со своим собственным оригинальным стилем, многие из них превратились в звезды первой величины.

Антуан Бурдель. Геракл, стреляющий из лука

Фото – Википедия

Камилла Клодель. Сплетницы

Иван Мештрович. Фонтан жизни

Аристид Майоль. Женские фигуры в саду Тюильри

Иван Шадр. Булыжник – оружие пролетариата

Фото – Википедия

Анна Голубкина. Туман

“Вы не можете себе представить, какая для меня была радость, когда Вы, лучший из всех художников, сказали мне то, что я сама чувствовала, и Вы дали мне возможность быть свободной. Если б Вы знали, как меня преследовали, но Вы сразу же меня освободили. Я ничего не говорила потому, что у меня не было слов, чтобы выразить Вам всю свою благодарность. Вы дали мне возможность жить.” — Анна Голубкина. Из письма к Огюсту Родену.
Это ли не лучшая похвала учителю?

Париж – С.-Петербург, 2017


поделиться