Утончённый, идеальный, красивый, безукоризненный, превосходный, неповторимый! Такие эпитеты мне приходят в голову, когда думаю о работах Эрте.
Я хочу коснуться одной сферы из его многочисленных деятельностей – декоративной скульптуры. Ей я очарована навсегда!
Вот любимейшие – «Восточная принцесса» (ноябрь, 1989) и «Мадам Баттерфляй» (январь, 1990).

Или вот фантастически красивая – «Арктическое море» (октябрь, 1989)!

В 1960-х годах Эрте обратился к новому для себя виду искусства – скульптуре.
Персонажи его ранних рисунков обрели плоть и кровь, переместились в трёхмерное пространство.
Безмерное изящество и безупречный вкус! Могу рассматривать его статуэтки часами!
Он сам писал, что его вкус «независимо склонялся в сторону древних культур: египетской и римской». Это мы отчётливо видим в «Грёзах» (сентябрь, 1989), в «Directorie» (май, 1985), в «Сёстрах» (ноябрь, 1989).

Греческую тематику отображает «Елена Троянская» (сентябрь, 1988), «Афродита» (ноябрь, 1986), «Рог изобилия» (1990).

Созданные мастером эскизы выполнялись сначала из картона. Затем кузнец воплощал эти фигуры в металле: дюралюминии, железе, меди, бронзе. Потом они раскрашивались масляными красками. Краски накладывались очень густо, чтобы выявить рельеф и подчеркнуть скульптурный характер произведений. Часто художник использовал дерево, куски эмали и стекла на меди. Он даже работал с корнями деревьев, создавая сложные формы.
Жан-Луи Бори (французский писатель) точно подметил:
«Эрте одевает объемы – но это уже больше не объемы человеческого тела; украшает движения – но это уже больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры неподвижного балета».
Большинство работ в бронзе базируется на ранее созданных рисунках.
Все бронзовые статуэтки были созданы в технике «утраченного воска», по технологиям, применявшимся еще в Китае 2500 лет назад. Чтобы получить желаемый цвет, Эрте применял химическую , а чаще – термическую обработку скульптуры.
Вот шикарнейшая скульптура под названием «Мудрость» (1988).

А это не менее прекрасная скульптура «Правосудие» (1985).

А вот чудесная и оригинальная скульптура из патинированной бронзы – «Океан I» (1985).

Для достижения специальных эффектов использовалась более дорогая «холодная окраска», как, например, в бронзовой скульптуре «Зевс и Гера» (1989) или «Дуэт» (1989).

Эрте увековечил наиболее интересные модели одежды и театральные костюмы в металле.
Среди них «Блеск» (октябрь, 1988), «Премьера» (ноябрь, 1989), лёгкая, застывшая в розовых кружевах фигурка «Кабаре» (декабрь, 1989), «Платье Лепесток цветка» (январь, 1990), «Возлюбленная» (июнь, 1987), «Реле для бала», «Её тайные почитатели» (июнь, 1990).

В фигуре «Дивы» художник отдал дань восхищения примадоннам, которых он знал и с которыми работал на сценах многих музыкальных театров. Прекрасны его скульптуры «Тоска» (декабрь, 1989), «Монако» (декабрь, 1989).

Некоторые образы он позаимствовал из своей графической серии «Числительные». Например, число «четыре» вдохновило Эрте на создание скульптуры «Любовники».

Существует ряд оригинальных скульптур, рожденных только фантазией художника. Например, таких как в серии «Америка» (1982 г.). Серия включает три аллегорических изображения: «Мир», «Справедливость» и «Свобода, неустрашимая и независимая».
Мы видим «Свободу» в виде девушки с факелом, в платье, украшенном звёздами. Она полна динамики и внутреннего напряжения, которое вздымает ее платье, словно крылья!

К скульптуре Эрте пришёл уже в поздние свои годы. Но разве скажешь, что многие статуэтки были сделаны рукой мастера, которому под 90 лет!
Художник создал более сотни скульптур. Для всех он разрабатывал оригинальные постаменты, превращая каждую работу в театральную постановку.
Предлагаю подборку его восхитительных работ:

«Шиншилла» (ноябрь, 1989)

«Русалка» (январь, 1990)

«Морская звезда» (сентябрь, 1988)

«Сумерки» (апрель, 1990)

«Роковая женщина» (февраль, 1988)

«Весёлость» (декабрь, 1989)

«Копакабана» (май, 1991)

«Сирены» (июнь, 1989)

«Песня ночи» (январь, 1990)

«Фантазия» (июль, 1988)

«Царица бала» (сентябрь, 1990)

Бронзовая с золочением – «Французский петух» (ноябрь,1987)

«Свадьба»

Умопомрачительная «Венера»!

И, наконец, «Девушка-мечта».

Работавший на протяжении всего XX в. Эрте, оставил огромное творческое наследие и был верен стилю ар-деко. Он любил игру без правил! Полёт его безграничной фантазии восхищает, а изящество, утончённость, чувственность его работ глубоко западают в душу.
«Однообразие порождает скуку, а я ни разу не заскучал за всю свою жизнь. Я живу в особом мире – это мир грез, мир забытья». Эти слова написал Эрте в книге, которая вышла к его 95-му дню рождения. Всю жизнь он был счастлив без наркотиков. Точнее, единственным его наркотиком было творчество!

Альма.©

поделиться