Хочу представить исключительно японское высокохудожественное изобретение прошлых лет – инро. Это маленькие коробочки, придуманные в конце 16 века, для хранения личной печати и туши, которые владелец носил закреплённым к поясу оби. Назначение инро становится понятным из названия: «ин» – печать, «ро» – коробка. Ведь, как известно, у кимоно нет карманов. Инро входит в понятие «сагэмоно» – собирательное понятие подвесных аксессуаров для пояса (например, кисет для огнива или табака).
Инро носили люди высшего общества, оно свидетельствовало о статусе. Право ставить личную печать имели только представители аристократических кругов, богатые горожане и самураи. Изначально коробочка состояла из одного или двух отделений.

В основном , преобладали коробочки в форме слегка выпуклого прямоугольника со сглаженными углами, они могли быть округлыми в сечении («маругата») и плоскими («хирагата»). Встречались также фигурные, в форме веера, черепахи и других животных.

Со временем в этой изящной коробочке, кроме канцелярских принадлежностей, стали носить ароматические травы и лекарственные порошки, а количество отделений увеличилось до 5-6.
Отделения инро располагаются одно над другим так, что каждое следующее закрывает предыдущее. Отделения идеально подогнаны и границы между ними практически не различимы.

По бокам инро через все его элементы проходят отверстия-химотоси, через которые продевается шёлковый шнурок. С двух концов на шнур одевается скользящая бусина – «одзимэ». Бусина стягиват шнур и фиксирует закрытое инро. Узел шнура под дном изделия позволяет регулировать его длину. Верхнее из отделений (чаще всего их 3-5) закрывается крышкой, имеющей внутреннее пространство («фута») или плоской.

Для крепления инро на верхней кромке пояса оби использовались нэцкэ, как противовес на другом конце шнура, который перекидывался через пояс.

Нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды. Чем богаче был владелец нэцкэ, тем более ценным мог быть материал и тем талантливее был мастер, который изготовил. Лучшие по форме, сюжету, средствам обработки стали нэцкэ конца 18-начала 19 века. (В 20-м веке нэцкэ – это предмет ажиотажного спроса на аукционах. Цены в зависимости от мастера и эпохи колеблются от 30 до 100.000 долларов и выше).

Буддийские монахи не носили инро.
Женщины носили особые инро за рукавом. Большим размером отличались инро актеров и борцов, маленькие предназначались для детского праздничного костюма. Инро знаменитых мастеров могли стоить целое состояние.
Мастера чайной церемонии предпочитали инро в форме круглой чайницы («марутяирэ-но-гата»).

Изготавливали инро в основном из дерева и покрывали лаком. Сверху наносили позолоту в виде художественной росписи – цветы, сосны, птицы, морские обитатели, пейзажи, сцены из популярных пьес и рассказов.

Также инро инкрустировались перламутром, золотом, серебром, кораллами, яшмой.
Встречались инро из слоновой кости, бамбука, кожи.

Лак («уруси»), которым покрывали инро получали из сока Лакового дерева (лат.Rhus verniciflua; относится к семейству сумаховых). Климат Японии идеально подходит для этого влаголюбивого дерева, и оно распространено на всей территории страны.
Сок Сумаха лаконосного очищается и выпаривается. Он берётся за основу для изготовления лака. В него добавляются красители, как правило, чёрный и красный. Получается вязкая субстанция, её наносят на изделия и затем просушивают во влажной комнате. После этого лак приобретает прочность и защитные свойства. Лучший сок собирают на севере, в областях Киото и Окаями. В жидком виде сок ядовит и может оставить на коже ожоги. Надрезы на деревьях делают в наиболее подходящий период – с июля по сентябрь.

Техника японского лакирования являет безупречный вкус и изысканность.
Техники достаточно многообразны и отличаются в зависимости от школы.
Остановлюсь на более известных.
Основной техникой японского лака является Маки-э (Maki-e). Искусству золотой лакировки маки-э нет аналогов в мире.
На просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка японским лаком уруси.
Затем на ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру.

После высыхания поверхности ее полируют древесным углем или шлифовальной бумагой. От размера крупинок пудры, используемой для отделки, зависит степень блеска инро. Количество нанесенных слоев лака и пудры может менять степень глубины и объема рисунка. Наиболее известной является школа Сомада, существовавшая в эпоху Эдо (1600-1868).

Маки-э имеет множество разновидностей, например, такамаки-э – рельефный рисунок.

Следующей техникоя является Наси-дзи (Nashi-ji) – от японского слова “груша”. На поверхность инро наносится металлическая пудра, после чего сверху наносится слой лака уруси. Изделие напоминает на ощупь кожицу груши. Техники иногда комбинируют.

Техника Тинкин (Chinkin) – поверхность инро покрывается резным узором, который затем лакируется, а в углубления наносится позолота. Кроме этой техники на инро иногда можно увидеть резьбу цуисю (tsuishū), которая использовалась в Китае и была перенята японскими мастерами. Ещё одной китайской техникой резьбы по лаку является гури (guri). На изделие послойно наносится лак разных цветов, а углубления, которые вырезают на поверхности, создают интересный оптический эффект.

Уруси-э (Urushi-e) – роспись разноцветными составами лака уруси.

Радэн (Raden) – инкрустация изделия перламутром, минералами или драгоценными металлами.

На торгах аукционных домов Christie’s и Sotheby’s, посвященных искусству Японии, за инро коллекционеры выкладывают большие деньги – десятки тысяч долларов.
Инро входят в коллекции лучших музеев мира. В музее Метрополитен представлено 545 инро. Восхищает коллекция инро в музее Виктории и Альберта, в Лондоне.
Инро прекрасны, в них квинтэссенция японской эстетики!
Любуемся и подпитываемся красотой и эстетикой! Приятных впечатлений!

Все фото взяла из интернета. Надеюсь, что они доставили вам удовольствие!

Альма ©.

поделиться