Кто же они эти загадочные и эфемерные создания ? Словно ожившие фарфоровые статуэтки, выскользнувшие из глубины веков, семенят они мелкими шашками по узким улочкам киотских ханамати, «мира цветов и ив».

«Гэйся» – это в переводе «человек искусства». Изначально это была мужская профессия, которой зарабатывали на жизнь актеры и музыканты театра кабуки. Однако несколько столетий назад они не выдержали конкуренции с женщинами, которым гораздо лучше удавалось развлекать самураев пением, танцами, поэзией и игрой на национальных музыкальных инструментах. В 1751году «гэйся» стала первая женщина. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век. К тому времени они стали настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до наших дней.

В Японии гейш называют гейко. Осталось их не так много, чуть больше тысячи. Встретить на улице гейшу или майко (ученицу гейши) для туриста большое везение.


Современные гейши отличаются от гейш древности, однако основные качества в них сохранились. Современных гейш точно так же вызывают для поддержки общения. Они приходят для развлечения японцев в рестораны и бары, а также принимают их в своих чайных домах (о-тяя).

Гейша сегодня должна знать несколько языков, уметь поддержать тему разговора и обеспечить приятное общение в компании. Она должна играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать, должна хорошо знать искусство икебаны, новинки литературы, уметь хорошо рисовать.

Сохранилось умение гейши вести чайную церемонию.

За прошедшие годы профессия гейши не изменилась, но внеслись некоторые коррективы, немного облегчающие жизнь. Процесс обучения сейчас менее длительный и менее жестокий. Начинать обучаться гейше сейчас можно с 16 лет, после получения школьного аттестата.

Гейш называли и называют ханамати ? женщинами-цветами, хотя исторически так когда-то называли улицы в Киото, на которых располагались их окии (общины, в которых они проживали). В старину между различными окия существовала довольно жесткая конкуренция за состоятельных клиентов. Именно гейши были основными добытчиками денежных средств, которые благодаря их стараниям появлялись в окия. На деньги, зарабатываемые гейшами, существовала вся община и все домочадцы, включая отошедших от дел, состарившихся гейш, родственниц или подруг самой хозяйки. Все они продолжали заниматься посильной для них работой, наблюдая за порядком в общине, распределяя текущую работу, помогая в обучении подрастающей смены и наказывая нерадивых или допустивших оплошность учениц.

Японцу достаточно беглого взгляда, чтобы отличить майко от гейко. Их с лёгкостью можно распознать по макияжу, кимоно, поясу-оби и причёске.

У гейш тона кимоно более приглушённые и рисунок кимоно только ниже пояса. Взрослые гейши носят чисто-белый воротник. Рукава кимоно раза в три короче, чем у майко. Пояс оби у гейш не свисает сзади низко, а завязывается в узел «тайко». Порой оби сто?ит дороже самого? кимоно. Существуют сложные правила этикета о том, какие оби можно носить в каких ситуациях, и каким бантом их следует завязывать.


В кимоно майко очень много красного цвета. Чем старше майко, тем меньше красного цвета в ее одежде.
Совсем юные майко носят воротничок красного цвета.
По мере взросления воротничок вышивают серебряными, золотыми и белыми нитками. Процедура смены воротника – это тоже специальный ритуал – эрикаэ, что означает «заворачивание воротничка».
Кимоно у майко с очень длинными, спускающимися почти до земли рукавами. Пояс оби у майко сзади спускается довольно низко.



По кимоно можно многое сказать о жизненном статусе гейко и майко. Всё кроется в мелочах: орнаментах пошива, символах, вышитых на ткани. Символы соответствуют времени года. Например, в ноябре это кленовые листья, в феврале – сливы, а в начале марта – соловьи. Каждое кимоно – индивидуальной работы, это целое произведение искусства. И стоит оно у гейши высокого уровня баснословно дорого.



Ну и, конечно, прическа. Прическа майко называется “варэсинобу”, с красной лентой сзади. Такую прическу носят первые полтора года обучения, потом меняют ее на “офуку”, которая похожа на «варэсинобу», но уже без красной ленты. В прическах всегда очень красивые заколки, украшения в виде цветов. Опять же, чем майко более юная, тем украшения богаче.


Гейшам разрешается носить парики. Украшений в причёске значительно меньше, т.к. взрослая гейша, уверенная в своём искусстве, не нуждается в избытке украшений.

Парики можно носить не постоянно, а только в торжественных случаях и на праздники.

В понимании самих японцев затылок у гейш считается весьма эротичной, манящей и обещающей райское наслаждение частью женского тела. Гейко и майко оставляют на шее по 2 или 3 вертикальные полосы не закрашенными белилами.

Майко и гейко носят деревянные сандалии окобо на высокой подошве, в которую встроены бубенчики, и специальные белые носки “таби”. У носков, как у варежки, большой палец отделен от остальных, чтобы было удобнее в такой обуви.


Гейши Киото — самые известные в стране. Они стали частью традиционной культуры, которая делает этот город столь привлекательным. Их можно увидеть на разных праздниках и банкетах «одзасики». Они проводят чайные церемонии, дают небольшие представления и одним своим присутствием привносят аромат старины.


В 60-70-х годах ХХ века гейко №1 в Киото была прославленная Минеко Ивасаки из ханамати Гион Кобу. В 15 лет она дебютировала в качестве майко, в 1965 году. Первый банкет “одзасики” в жизни Минэко состоялся в знаменитом домике Итирики. Минеко быстро стала популярнейшей майко, т.к. была замечательной танцовщицей и оставалась на вершине 6 лет.

В 21 год Минеко стала гейко. После этого она стала меньше работать. Структура ханамати, по её мнению, была очень старомодна. Ничего нельзя было делать самой, всё диктовала школа – какой танец и на каком мероприятии танцевать. Это угнетало Минеко. Поэтому в 29 лет она решила уйти в отставку, закрыв окия. Позже вышла замуж и родила дочь. До сих пор никто в ханамати не побил «рекорд» Минеко. Она работала на протяжении 6 лет подряд каждый день, зарабатывая около 500000 долларов в год. Минеко была одной из лучших танцовщиц за всю историю ханамати.

Традиции и искусство гейш продолжают бережно храниться в самом сердце Японии, в городе Киото, бывшим некогда столицей страны на протяжении более тысячи лет.В настоящее время в Киото сохранился целый квартал — Гион, где гейши живут уже более двухсот лет. Традиционные двухэтажные дома с четкой геометрией наружных решеток сегодня, в отличие от прежних времен, выглядят загадочно скрытными.

Раньше этот квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных ремесел, которые обслуживали их. Они создавали кимоно, украшения, обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, веера, предметы быта. Потомки некоторых из них продолжают здесь жить и работать для гейш, усиливая тем самым атмосферу заповедности этого района. Гион Кобу, пожалуй, самый известный район.

Гион Хигаси расположен ближе остальных ханамати к Гион Кобу. Раньше эти районы были единым целым, но 1886 году разделились на Гион Кобу и Гион Отсубу (в 1949 году ханамати стал официально называться Гион Хигаси).

Более демократичным, но менее престижным считается Понто-тё. На японском это слово означает «дорога». Символом его считается птичка ржанка (по-японски тидори). Часто она изображена на красных бумажных фонариках, которые висят перед входом в о-тяя. В Понто-тё расположен театр Кабурендзё. Ежегодно в этом районе проводятся Камогава одори и танцы Суимейкай.

И менее известные это – Миягава-тё, Хигаси-синти, Камиситикэн. Название района Миягава-тё означает «Святая река». Оно обусловлено близостью реки Камо. В Миягава-тё раположен знаменитый театр кабуки Минамиза, где танцуют гейко и майко во время торжеств. Район расположен к югу от Гион Кобу. Здесь также проводятся ежегодно танцы под названием Кё одори. Миягава-тё отличается высоким качеством сохранности древних традиций.

Камиситикен является древнейшим из всех ханамати. Он расположен на северо-западе от Киото. Название «Камиситикэн» буквально означает «семь верхних домов» и происходит от семи чайных домиков, построенных из материалов, оставшихся от реставрации святыни Китано в эпоху Муромати ( 1333-1573).

Клиенты приходят в чайные домики «о-тяя», чтобы получить эстетическое удовольствие, поговорить с гейко и майко на разные темы: об искусстве, музыке, литературе, принять участие в чайной церемонии, послушать игру на сямисэне и увидеть традиционные танцы. Все движения и жесты гейко во время церемоний, отточенные годами, имеют свой особый смысл.


Попасть в о-тяя непросто, нужна рекомендация. Иностранному туристу с улицы попасть туда практически невозможно. Для чужих этот мир остается закрытым. Приемы и банкеты, которые устраивают японцы в честь важных партнеров по бизнесу или политиков, пожалуй, единственная возможность для иностранцев увидеть прославленных гейш вблизи. Но при этом нужно помнить, что это своего рода подарок в отношении уважаемых гостей, и потому гейш приглашают сами японцы. Предложение, исходящее не от японцев, уважающие себя гейши вежливо, но твёрдо отклонят.


Часто клиентов угощают лакомствами или ужином. В о-тяя не готовят пищу, а заказывают в хороших ресторанах. Гейша подает еду в утонченном стиле кайсэки. Настоящая чайная церемония может обойтись клиенту от 500 долларов в час (это «классическая» цена не самой известной майко).
Стоимось двухчасового вечера для троих человек с одной гейшей около 1400 долларов. Это времяпрепровождение для статусных клиентов и политиков, на которых японские государственные деятели и бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические вопросы.
Сама чайная церемония или «банкет» («одзасики») может начинаться с танца, продолжаться беседой на тему музыки и искусства, и заканчиваться игрой. Игры включают, в основном, соревнования в ловкости. Проигравший выпивает рюмку саке.


Сакэ и беседа — главные элементы искусства гейш. Говорят, что гейко высшего класса развлекает интеллектуальным юмором и шармом, а менее талантливая будет заливать клиента сакэ, пока интеллект и шарм станут не нужны.

Шанс увидеть гейшу повышается на праздники и фестивали.
В апреле проходит фестиваль Мияко Одори («Танцы старой столицы») – когда гейши и майко танцуют в местных театрах, и порой возвращаются домой по узким улочкам Гион Кобу. Это мероприятие организуют в Гион Кобу с 1872г. Ежегодно, в пик цветения сакуры.


На праздники стекается огромное количество людей. Это большое испытание для гейш. Фотографы, журналисты и папарацци ведут на них настоящую охоту. Гейшам порой ничего не остаётся, кроме как перемещаться на такси от домика к домику.

Образ совершенной женщины, так гармонично воплотивший в себе богатейшую японскую культуру и изысканную утонченность, есть ни что иное, как национальное достояние страны Восходящего Солнца.

Гейши, гибкие, как ивы и красивые, словно изысканные лотосы, цветут и радуют глаз в районах Ханамати-«городе цветов». Их мир является истинным миром «цветов и ив».

Вот такие они гейши!

Альма ©

поделиться