Церковь Сан Донато на венецианском острове Мурано.
Вопреки традиции, к каналу обращен не фасад церкви, а апсида, что окружает алтарь полукругом стен. С внешней стороны апсида Санта-Мария-э-Сан-Донато имеет два яруса, каждый составлен из13 арок, опирающихся на парные мраморные колонны. Они резко выделяются на фоне кирпича. Мы-то невольно ассоциируем кирпич с современностью, но эти розоватые прямоугольники разного размера выполнены в византийской традиции. Общее впечатление — красиво.
А вот главный портал, вставший к лагуне задом, лакончиный, будто топором вырубленный.
Фасад смотрит на тихое деревенское кампо со скромным колодцем XVI века.
Над нижним ярусом апсиды проходит галерея с открытыми арками, украшенная рельефным пояском. Орнаментам покрывающим этот поясок, Джон Рёскин посвятил несколько страниц «Камней Венеции». В 1840-х годах он долго осматривал, измерял, рисовал и классифицировал (вывел 10 типов) это ожерелье из острых мраморных клиньев в кирпичной кладке нижнего яруса, называл его «серебрянным поясом, охватывающим церковь». Рёскина особенно увлекли пять или шесть сотен трилистников, вырезанных в бесконечных вариациях. Он упирает на то, что трилистники символизируют собою Троицу.
Рёскин был, конечно, сумасшедший, но это не отменяет его мнения о важности этой церкви. Внутри ее пол покрыт мозаикой — «волнистой как море, и переливчатой как шейка голубки», по словах Рёскина. Мозаики, датированные 1140 годом, напоминают узоры, выложенные на полу Базилики Святого Марка. В главном соборе Венеции узоры сложнее и работа искуснее, но каждая фигура монохромна, в Мурано же каждый фрагмент мозаики многоцветен.
Часть мозаик варварски закрыты скамьями.
Мозаичный пол был воссоздан в 1970-х годах, но очередное несчастье в сочетании с наводнениями привело к очередному разрушению мозаик, так что они восстанавливались несколько раз, и не всегда деликатно.
Внимательно посмотрев себе под ноги, топчущие поздневизантийскую мозаику, стоит потом поднять глаза туда, где сияет золотая мозаика, охватывающая половину купола над алтарем апсиды.
Там, в одиночестве парит Оранта. Высокая фигура Девы Марии, одетой в синий с золотыми полосами плащ. Ее руки повернуты ладонями к нам в древнем молитвенном жесте. Несмотря на резко очерченный твердый подбородок, лицо ее кажется почти робким. В холодной осенней церкви нет туристов, а есть только ее спокойный созерцательный взгляд.

Комментарии:
4 комментария
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Очень красиво! И трилистники, действительно, символизируют троицу, если только это трилистники.
Есть в романском стиле особое очарование, какая то изысканная простота. Мозаики вот вроде грубоватые и орнаменты простоватые, а все гармонично и красиво.
Да, я тоже нежно люблю романику, особенно романские капители))
Рёскин:
… а при первых же шагах по выложенному мозаикой полу у нас закружится голова, ибо мозаика эта тоже греческая — волнистая, как море, и переливчатая, как шейка голубки.
Этим полом можно любоваться бесконечно, хотя и он, как ни печально, изуродован и исковеркан. Потому что и когда строилась новая капелла, и когда возводился новый алтарь, мозаику разбирали и перекладывали заново таким образом, чтобы обрамление новых вставок имело некоторую видимость симметрии, причем отдельные ее фрагменты либо перекрывали, либо выкорчевывали, а иные безжалостно разбивали или заменяли современными имитациями, заимствованными из совершенно разных эпох, перемежая ими остатки прежней мозаики так, чтобы путем обмана зрения создавалось общее впечатление старины.
Однако участок, занимаемый западной оконечностью центрального нефа, а также непосредственно примыкающие к нему участки боковых нефов сохранили, как мне кажется, свой первоначальный облик и почти не были повреждены. На них изображены в основном группы павлинов, львов, волов и грифонов — по двое в каждой группе: либо пьющие из одной чаши, либо соприкасающиеся передними лапами, — окаймленные переплетающимися лентами и чередующиеся то с шахматным, то со звездчатым узором, а кое-где и с вкраплениями архитектурной символики; все эти картины выложены мраморной мозаикой. Полы в собоpax Торчелло и Св. Марка выполнены в той же манере, но полы, сохранившиеся в Мурано, отличаются большим изяществом благодаря своеобразной игре красок, достигнутой использованием разноцветного мрамора.
В соборе Св. Марка узоры сложнее и фигуры составлены гораздо искуснее, но каждая фигура выполнена, как правило, в одном цвете, в Мурано же каждый фрагмент многоцветен сам по себе, и все они выложены с таким мастерством и таким чувством, которым нельзя научиться; глядя на этот пол, испытываешь глубокое уважение, ибо, в отличие от остальных частей церкви, он имеет дату рождения — 1140 год: она проставлена на одном из центральных кругов и остается, на мой взгляд, одним из ценнейших памятников в Италии, отмечающих — да еще на этих неровных шашечках, протираемых голыми коленями муранского рыбака в ежедневном их преклонении, — столь раннее зарождение того буйного духа венецианских красок, которому предстояло получить завер¬шение в полотнах Тициана.
«Камни Венеции» (1851 — 1853)