Лучше всего передал неповторимую прелесть древнего Крита и дворца в Кноссе (Кноссосе) писатель Иван Ефремов. Его герои – и Таис Афинская, и молодой скульптор Пандион, дивились тонкой красоте исчезнувшей цивилизации. Пробуем и мы.
 
 
Остров Крит в глубокой древности был заселен минойцами – искусными мореплавателями, хозяевами всего региона, ну и пиратами, не без того. Они основали главный город-порт Кносс, возле которого находится нынешняя столица Крита – Ираклион. За двадцать веков до н.э. на месте царского дворца Кносса находилось неолитическое поселение, за семнадцать был построен первый дворец, а уже в XVI-XV веках до н.э. – тот, развалины которого мы видим. 
 
 
 
Согласно реконструкциям, дворец являлся обширным, словно распластанным по земле, комплексом зданий, связанных переходами. По периметру проходили колоннады и открытые террасы, уместные в жарком климате. Вокруг дворца стояли жилые и хозяйственные постройки.
 
Ни имен критских царей, ни древней истории народа мы не знаем – расшифровать язык пока не удается. Впрочем, один царь Криту много веков назад приписан греческими преданиями. Минос – мифический критский правитель, в честь которого названа минойская культура. По легенде, его жена родила от прекрасного тельца сына с телом человека и головой быка – Минотавра. Именно для него изобретателем Дедалом был построен лабиринт, там чудовище пожирало юношей и девушек, прибывших из Греции в качестве ежегодной дани могущественному Криту. Конечно, это легенды, вызванные и запутанной архитектурой дворца, напоминающего лабиринт, и зависимостью от Крита слабой еще Греции, и культом быка, распространенного на острове. Минойцы повсюду устанавливали гигантские каменные рога, напоминающие выходящих из-под земли быков.
 
 
Систематические раскопки царского дворца начаты в 1900 году англичанином Артуром Эвансом. Сейчас он является одним из самых посещаемых памятников. Привлекает его древнейшая история, аура легенд, необычная архитектура. Очень интересны, например, колонны – у всех народов они были ровными или сужались кверху, а у критян кверху расширялись, к тому же были выкрашены в дорогую багряную краску.
 
 
Но самое привлекательное в Кносском дворце – его росписи. Частично они сохранились на стенах, частично реконструированы во дворце или в прекрасном Ираклионском археологическом музее, где собраны кносские находки. Таких своеобычных росписей нет ни у одного из древних народов. Невероятная пластика, яркие цвета, тонкое знание природы – эти росписи словно звенят древней музыкой, в них шумит море и ароматный ветер Крита. Юноши и девушки, травы и цветы, дельфины, необычные животные, динамичные орнаменты – здесь есть всё.
 
 
 
 
На реконструированной фреске с быком и тонкими человеческими фигурками изображена таврокатапсия – ритуальный танец с этим животным (не имеющий никакого отношения к современно корриде!). Его тоже описал Ефремов так, будто сам наблюдал за танцем веке в XV до рождества Христова.
 
 
В музее хранятся и вотивные статуэтки «богинь со змеями» – женщин в широких жестких юбках с обнаженной грудью, совершающих какой-то сложный ритуал с небольшими змеями. Вероятно, это отзвуки матриархата и обожествления Великой богини – древнейший культ.
 
 
Конец минойской культуры (во всяком случае, на Крите) наступил внезапно. В 1450 году до н.э. произошло страшное извержение вулкана на острове Санторин, Крит был полуразрушен. Жители перебрались в материковую Грецию, в города Микены и Тиринф, где сильно видоизмененная культура просуществовала до III века до н.э. Дворец же после извержения и позднейшего захвата Крита греками лежит в руинах…
 
Источник: turj.ru
поделиться
error