Музей Жакмар-Андре обычно не входит в список объектов, которые стремится посетить турист во время своего первого приезда в Париж. Но место это заслуживает всяческого внимания, и не только потому, что здесь собрана великолепная коллекция произведений искусства, но и потому, что это прекрасно сохранившийся образец среды обитания высшего французского общества второй половины XIX века.


Интерьер музея – лестница на второй этаж

Основатель музея Эдуар Андре был единственным наследником семьи богатых банкиров-протестантов, которые активно участвовали в преобразованиях императора Наполеона III. Эдуар окончил знаменитую военную школу Сен-Сир и до 1863 года служил в элитной части личной охраны императора.


Франц Винтерхальтер. Портрет Эдуара Андре, 1857. Музей Жакмар-Андре

Началом создания коллекции музея считается 1860 год, когда Эдуар Андре увлекся приобретением ювелирных украшений, керамики и гобеленов, используя свое огромное состояние для коллекционирования произведений искусства. В 1868 году он заказывает постройку особняка на только что пробитом широком бульваре, быстро превратившимся в наиболее аристократическую часть города и получившим имя великого разрушителя и великого строителя Парижа барона Османа.


Османианский Париж. Бульвар Осман с террасы универмага Галери Лафайет

После поражения Франции в войне с Пруссией и падения империи в 1870 году, Эдуар Андре вместе с Ротшильдами быстро собирает необходимую сумму для выплаты немцам французской контрибуции. Но в это же время он полностью разочаровывается как в политике, так и в финансовой деятельности, и решает полностью посвятить себя собирательству.

Когда в 1875 году особняк или, как принято говорить во Франции, отель Андре распахнул свои двери для приемов, он поразил парижский свет роскошью, оригинальностью и техническими новинками. К этому времени он уже превратился в место хранения художественной коллекции, которую хозяин мечтал сделать самым редким собранием шедевров.


Внутренний двор отеля Андре, куда прибывали экипажи гостей и откуда они входили в дом.


Зал приемов, вид от дверей вестибюля


Зал приемов, вид от окон. Часть стен зала раздвигается, и тогда он образует единое пространство с вестибюлем и музыкальным салоном, превращаясь в большой танцевальный зал, способный вместить тысячу гостей.


Музыкальный салон, вид от зала приемов


Музыкальный салон, вид со второго этажа

Одно из архитектурных чудес особняка Андре – это монументальная лестница, неожиданно расположенная в самом конце анфилады апартаментов, а не в центре здания. Вложив все свое художественное мастерство в зал зимнего сада с этой лестницей, архитектор Анри Паран стремился превзойти творение Шарля Гарнье – Парижскую Оперу, конкурс на сооружение которой он проиграл своему молодому сопернику. Лестница Парана может похвастаться очаровательным дизайном, очень светлым, несмотря на плотность использованных материалов (мрамор, камень, железо и бронза), но… лестница Гарнье в Опере все же представляется мне более величественной и органичной.


Зимний сад с лестницей на второй этаж. Этот зал с двумя световыми фонарями особенно поражал гостей отеля Андре.


Один из маршей лестницы Парана


Боковой вид на лестницу с верхнего этажа.


Из зимнего сада виден внешний фасад здания, выходящий на бульвар Осман. Кажется, что его можно рассмотреть и с улицы, но это не совсем так. Терраса перед фасадом поднята на 2 метра относительно уровня земли, поэтому с бульвара виден в первую очередь высокий каменный забор с решеткой, за которым фасад теряется.

В 1872 году Эдуар Андре заказал свой портрет молодой, но уже известной художнице Нели Жакмар, одной из немногих француженок-портретисток. После этой встречи Андре стал покровителем и меценатом Нели, а в 1881 году она стала его гражданской женой. Нели полностью поддержала увлечение мужа собирательством и они стали заниматься коллекционированием вместе. Так сложился союз единомышленников, влюбленных как в друг в друга, так и в искусство.


Нели Жакмар. Автопортрет, 1880. Музей Жакмар-Андре


Нели Жакмар-Андре. Бюст Эдуара Андре, 1890. Музей Жакмар-Андре

Обладатели превосходно вкуса, Эдуар и Нели отправлялись в длительные путешествия, чтобы пополнить коллекцию. Они тратили на это огромные средства, использовали все свои деловые связи. Вместе они организовывали размещение экспонатов в своем доме на бульваре Осман, постепенно превращая его в один из самых богатых частных музеев. Нели любила размещать экспонаты по своему вкусу, организовывая их не только тематически, но и эстетически, так чтобы они образовывали определенное единство друг с другом и с окружающими интерьерами


Завершение главной лестницы выполнили фреской Тьеполо “Генрих III в Венеции”. Эту фреску супруги приобрели в 1893 году на вилле, принадлежавшей венецианскому дожу Контарини – он встречал Генриха III, когда тот ехал во Францию чтобы занять престол после смерти брата.


В зале итальянской скульптуры


В картинной галерее

Несколько картин из коллекции музея


Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем, 1470


Сандро Боттичелли. Бегство в Египет, 1510


Карло Кривелли. Св. Павел, Св.Августин и Св.Бруно, 1493


Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, 1510


Элизабет Виже-Лебрён. Портрет Екатерины Скавронской, 1790

Все интерьеры музея наполнены экспонатами, но при этом они отражают личную жизнь и вкусы хозяев.


Комната гобеленов предваряет деловые апартаменты. На ее стенах часть серии шпалер “Русские игры”, приобретенной Эдуаром Андре еще до постройки особняка. Размеры комнаты специально были запроектированы под размеры полотен.


Спальня Нели Жакмар, оформленная в стиле времен Людовика XV. Вокруг большой кровати, установлены деревянные панели и столики, которые любила мадам.


Кабинет Нели


Комната, расположенная между двумя спальнями, была частным местом встреч супругов. Здесь они обычно завтракали в окружении семейных портретов. В центре висит портрет Эдуара, написанный Нели в 1872 году – тот самый, что впервые свел их вместе.


Спальня хозяина. Справа вход в ванную, на комоде бюст работы Ж-Б.Карпо (1863), где Эдуар Андре очень похож на императора Наполеона III.


Столовая. Нынче тут располагается музейное кафе, где можно перекусить рядом с бюстом хозяйки и в окружении старинных гобеленов. На потолке столовой помещена фреска Тьеполо, также привезенная из Венеции.

После смерти мужа, последовавшей в 1894 году, Нели Жакмар-Андре продолжала работу по пополнению коллекции; с Востока ею были привезены новые шедевры живописи и скульптуры. В 1912 году, исполняя намерение Эдуара, Нели передала все собрание Институту Франции, и через год в особняке был открыт музей, названный по именам обоих супругов.

поделиться