Имя Карла Фаберже у нас, как правило, ассоциируется с Пасхальными яйцами. Однако, очень интересной стороной деятельности его фирмы, принесшей ей мировую известность, было изготовление драгоценных цветов в миниатюрных вазочках. Гранильщики мастерских Фаберже искусно обрабатывали куски горного хрусталя, создавая иллюзию, что вазы наполнены водой.

Когда я впервые увидела в Оружейной палате Московского Кремля маленький скромный «Одуванчик», то была просто потрясена, что такое возможно сделать. Неужели человеку под силу повторить замысел творца в таком необычном исполнении?! Долго стояла и рассматривала этот воздушный, эфемерный символ бренности бытия. Но тогда я совсем не думала о бренности, а восхищалась шедевром ювелирного мастерства Карла Густавовича. А иного слова, как шедевр, для этого творения и не подберёшь!
«Одуванчик» был куплен у частного лица в 90-х годах ХХ века и выставлен в Оружейной палате. Он скромно стоял в простой хрустальной вазочке, на золотом стебельке, с листочками из нефрита, а на концах серебряных тычинок был настоящий одуванчиковый пух! Как это возможно, как удалось закрепить нежнейший пух, не помяв его?! Но мастер пошёл ещё дальше: по поверхности пуха он разбросал мельчайшие бриллиантики, которые при определённом освещении сверкают, подобно утренней росе! Учёные долго сомневались, естественный ли это пух. Был приглашён эксперт из Ботанического сада МГУ, который и развеял их сомнения, даже назвав дату сбора, которая по времени совпадала с годом производства самого изделия.

Увлечение изготовлением изысканных цветов началось у Фаберже с реставрации китайского букетика хризантем, который ему принесли в починку. Восточная утончённость букета и искусный подбор камней произвела на него большое впечатление. И он стал создавать шедевры своего неповторимого цветника.
В московской мастерской Фаберже разбили специальную теплицу, где выращивали растения, служившие впоследствии моделями для миниатюр из камней.
Сохранился рабочий альбом Карла Густавовича с подробными фотографиями живых цветов. Для своих каменных шедевров он использовал горный хрусталь и халцедон, сердолик и агат, аквамарин и опал, яшму, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни. Они подбирались с большим вкусом. Фаберже мог умело изменять естественный цвет минерала, получая нужные им оттенки и тона. Он смело сочетал благородные и неблагородные материалы. Весь талант, фантазия художника, мастерство виртуозного эмальера, камнереза и кропотливый труд Карла Фаберже проявились здесь в полном объёме! Изделия были максимально приближены к природе. В букете васильков золотые стебельки овса словно колышутся от дуновения ветерка. «Васильки» были приобретены у фирмы Фаберже в 1944г. британской королевой Марией для королевы Елизаветы. Елизавета пришла от них в восторг и сказала: «Это очаровательно и так против войны»! (В это время шла Вторая Мировая война).

Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые широко использовал в своих изделиях самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Они были необычайной красоты.
В 1896 г. на Коронацию императрица Александра Фёдоровна получила в подарок от нижегородского купечества знаменитую корзинку ландышей, работы Фаберже. Искушённую императрицу трудно было чем-нибудь удивить. Но эта корзиночка из жемчужно-бриллиантовых ландышей на золотых стебельках и с нефритовыми листьями привела её в настоящий восторг! С тех пор она постоянно стояла у неё на столе.

Истинным шедевром являются «Анютины глазки». Это единственный в мире цветок фирмы Фаберже, снабжённый механизмом и украшенный миниатюрными портретами царских детей. Цветок был сделан в мастерской Генрика Вигстрема и подарен Николаем II императрице Александре Фёдоровне на десятилетие их свадьбы. Именно поэтому хрустальный стаканчик украшает римская цифра Х и имена царских детей. При нажатии на маленькую кнопочку открывались золотые лепестки цветка, покрытые тончайшими полихромными эмалями. Становились видны портреты четырёх дочерей и сына-наследника, написанные акварелью на кости, в рамках из мельчайших алмазов.

Украшения Карла Фаберже были доступны разным слоям. Больше всего мастер ценил идею, а не стоимость. Поэтому можно было приобрести брошь и за 1 рубль и за сто тысяч рублей. Дизайнеры дома Фаберже в разных вариациях повторяли шиповник, малину, голубику и другие ягоды. Изделия не клеймили из-за хрупкости материала.

Излюбленной темой были ландыши. Их вышло из мастерской Фаберже чуть менее ста. В хрустальный вазончик с имитацией воды всегда входил только один стебель. По этой детали можно отличить многочисленные подделки.

Большую коллекцию рукотворных цветов от Фаберже имела Великая княгиня Мария Павловна. В 1902 г. в Петербурге проходила выставка произведений Карла Фаберже из коллекции высочайших особ. Изделиями драгоценных цветов в хрустальных вазочках, принадлежавшими княгине была занята целая полка. А по описи большевиков в 1917 году в её коллекции находились 33 цветка. Среди них васильки, незабудки, кактусы и один одуванчик из золота и бриллиантов.
Огромной коллекцией цветов из драгоценных камней владела прима императорского балета Матильда Кшесинская.
Британская королева Александра, сестра русской императрицы Марии Фёдоровны, также увлекалась коллекционированием драгоценных цветов Фаберже. В её коллекции было более 20 композиций и в начале ХХ столетия они стали собственностью королевы Англии Елизаветы II. В неё входят веточки с ягодами клюквы, малины, рябины, дикой вишни, полевые маргаритки, хризантемы, гвоздики, анютины глазки, а также хвойное деревце в горшке из яшмы.
Британская Королевская коллекция насчитывает самое большое число сохранившихся цветов работы Фаберже.
Над разработками Карла Фаберже, которые он хранил в строгом секрете, бьются современные ювелиры, но и по сей день не находят ответа.
Фаберже – это самый утончённый вкус и стиль, начиная от самого изделия и заканчивая футляром!

А у меня, при упоминании имени Карла Фаберже, всегда в первую очередь всплывает маленький скромный одуванчик!

Альма ©

поделиться